Наверняка почти все фанаты страшного жанра ждали возвращения Зака Снайдера к корням. Если вы не в курсе, создатель эпических кинокомиксов и пафосных супергеройский драм начинал свою режиссёрскую карьеру в кино с зомби-хоррора - ремейка культовой классики «Рассвет мертвецов» (Dawn of the Dead) Джорджа Ромеро. Но, вопреки всем обещаниям, «Армия мертвецов» (Army of the Dead) от Netflix оказалась не прямолинейной и безумной мясорубкой, а экспериментальной авторской фантазией на тему. Безбожно перегруженной и полной неопределённости.
Поначалу кажется, что всё у Зака Снайдера получилось и благодаря миграции в стриминг режиссёр снова на коне. Простоватый пролог о военном конвое, перевозившем секретный груз и неудачно столкнувшемся с автомобилем гражданских, сменяет совершенно эпичный, местами ироничный, но больше драматичный опенинг с титрами, во время которого в Лас-Вегасе начинается натуральный зомби-апокалипсис. Автор в привычной манере не только обрисовывает контекст широкими мазками, но и знакомит зрителей с главными героями. А также рассказывает об их непростом прошлом.
Но дальше происходит что-то странное. Во-первых, Снайдер начинает активно давить на тормоз: после фееричного вступления начинаются неторопливые сборы команды для проникновения в заражённый Вегас. И почти час хронометража уходит на мирные сцены и не особо содержательные разговоры главных героев. А во-вторых, даже спустя полтора часа режиссёр не спешит объяснять задумку с резвыми и разумными зомби, а также двигать историю вперёд. Вместо этого Снайдер только и делает, что лениво отрабатывает обязательную программу, а между делом подготавливает основу для драматичной развязки.
Зрители, хорошо знакомые с жанровыми условностями, знают: в зомби-хоррора выживают единицы. И очевидно, что у Зака Снайдера до финала дотянут далеко не все главные герои. Но в попытках нагнать драмы вокруг смертей центральных персонажей Снайдер переходит все границы разумного и дозволенного: в третьем акте бывалые солдаты начинают погибать пачками - причём не столько по вине момента, сколько по велению глупого сценария. Доходит до очевидных нелепостей: в мире Зака Снайдера бойцы, разгребавшие проблемы в Лас-Вегасе ещё в начале зомби-апокалипсиса, не догадываются использовать против орд живых мертвецов гранаты и взрывчатку! Кроме того, ветераны совершенно не продумывают план действий и не прорабатывают пути отступления на случай непредвиденных ситуаций.
Большинство этих глупостей, конечно, можно оправдать драматургией художественного произведения. Но проблема в том, что Зак Снайдер, похоже, в заключительной части «Армии мертвецов» ни о какой повествовательной структуре и не задумывался. Поэтому герои погибают просто потому, что нужно как-то расшевелить эмоции зрителей. А также свести всю историю к максимально шаблонной - и слезливой - концовке, символично (и весьма топорно) увязанную с началом.
Разумеется, не обошлось и без фирменного пафоса. Не верьте авторам, которые утверждают, что Зак Снайдер впервые за много лет снял 100% зрительское кино, напрочь лишённое всяких аллюзий на древнегреческую и римскую мифологию, без пафоса и попыток сотворить современный эпос. На самом деле «Армия мертвецов» в стилистическом и повествовательном планах страдает примерно от тех же проблем, что и другие фильмы режиссёра. Любую самую простую историю он пытается превратить чуть ли не в современный миф. И из-за этого неуёмного желания прямолинейная история хоррора, которую можно описать ровно одним предложением «Группа наёмников отправляется грабить казино в Лас-Вегасе в разгар зомби-апокалипсиса», превращается в нагромождение образов, символов и целой коллекции чеховских ружей.
И в этом не было бы ничего плохого, если бы подобная подача не спотыкалась об условности жанра зомби-хоррора. Там, где стоило бы разыграть чёрную комедию, у Снайдера в очередной раз начинается греческая трагедия о проблемах отцов и детей, а также о мести, грехах прошлого и поисках искупления. Ритм вроде бы выдержан правильный, пускай кино получилось довольно неспешным, но он слабо подходит выбранному жанру.
Не всё ладно даже с картинкой в фильме. Зак Снайдер почему-то решил превратить «Армию мертвецов» - блокбастер для Netflix аж за 95 миллионов долларов - в песочницу для творческих экспериментов. И снял в итоге весь фильм не просто на цифровую 4K-камеру, но и целиком на древний фотообъектив Canon 50mm f/0,95 «Dream Lens». Объектив, выпускавшийся в 60-х и 70-х годах прошлого века, известен среди профессионалов благодаря очень крутому эффекту Боке. Но есть и очевидная проблема: из-за полного отсутствия лепестков диафрагмы он всегда снимает с одной и той же - недостаточной - резкостью. В итоге большую часть времени фильм ужасов выглядит чересчур мутным, а количество эффектов размытия, странных световых артефактов и плавных переходов зашкаливает. Сам Снайдер, выступивший в этот раз и главным оператором, утверждает, что это осознанное художественное решение, а не ошибка.
Вроде бы невозможно назвать «Армию мертвецов» безнадёжно плохим фильмом: зомби-хоррор получился не просто дорогим и зрелищным, но также любопытным и местами необычным. Пускай и невероятно глупым. Но и недостатков у новой работы Зака Снайдера столько, что про них просто не получается молчать. И главный парадокс в том, что даже если четырёхчасовая режиссёрская версия «Лиги справедливости» (Zack Snyder's Justice League) вам не показалась затянутой, то «Армия мертвецов» за два с половиной часа имеет все шансы не на шутку утомить.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена