В марте в кинотеатрах вышел боевик «Никто» (Nobody) - первый голливудский фильм экшен-гика Ильи Найшуллера, дебютировавшего в полнометражном кино «Хардкором». Для основных участников творческого процесса фильм стал полигоном для экспериментов. Илья Найшуллер попытался снять крепкое, «традиционное» кино без перегибов. Сценарист Дерек Колстад - абстрагироваться от трилогии «Джон Уик» (John Wick). А для актёра и продюсера Боба Оденкёрка «Никто» стал возможностью примерить нехарактерную роль.
Любопытно, что мнение критиков разделилось. Кто-то пишет, что у Найшуллера не получилось выдержать баланс между серьёзной драмой и абсурдным боевиком. Другие говорят прямо противоположное. Третьи спорят о том, что такое «Никто» на самом деле: старомодный криминальный боевик про одного в поле воина или, наоборот, деконструкция концепции мстителя, выносящего толпы врагов вперёд ногами. Примерно с тем же - неоднозначным - результатом обозреватели хвалят и ругают кино за динамику: хронометража одновременно не хватило и оказалось в самый раз.
Забавно, что многие критики не могут даже договориться о том, какую историю «Никто» рассказывает зрителям на самом деле. Некоторые видят в фильме в первую очередь критику устаревшей концепции «настоящего мужика» и последующее низвержение «токсичной маскулинности». Другим мерещится пропаганда замшелого патриархата. Действительно, при большом желании в сюжете о простом семьянине, которого старательно задирают окружающие, пока у него не лопается терпение и он не выходит на тропу войны, можно увидеть всё, что угодно.
Правда, наверное, как и всегда находится где-то посередине. Но чего у ленты точно не отнять, так это уникальности. Даже странно писать такое, но практически никто не снимает подобные экшены. Современный Голливуд прочно увяз даже не в клише, штампах и самоповторах, а в попытках угодить всем зрителям без исключения. И поэтому во время просмотра боевика с Оденкёрком испытываешь острые приступы ностальгии - кажется, что Найшуллер вообще снимал только то, что хотел сам.
Но я про фильм могу сказать две вещи. Во-первых, перед нами очевидная попытка взять привычные клише старомодных боевиков 80-х про крутого парня, укладывающего злодеев в гробы пачками, и слегка осовременить их. Не во всём безоговорочно удачная, потому что кино иногда перегибает с самоиронией, а порой начинает воспринимать себя чересчур серьёзно. Но то, что попытка продуманная и выверенная - факт.
А во-вторых, «Никто» - это ещё и кино-предупреждение о том, что обложка почти никогда не соответствует содержанию. И судить по внешности о человеке не только глупо, но и смертельно опасно. Например, в фильме крутые грабители, потрясающие огнестрелом и выбивающие из Хитча деньги, в реальной жизни оказываются запуганными латиноамериканцами, живущими в нищете. А все горячие головы, пытающиеся учить главного героя жизни и поигрывающие мускулами, резко сдают назад при первых же признаках опасности и пытаются как можно скорее ретироваться.
Главного злодея - странного русского Юлиана, обожающего петь и разгуливать в нелепых костюмах, - поначалу сложно воспринимать всерьёз. Но уже через несколько минут после его появления на экране оказывается, что он не только главарь русской мафии, но и настоящий социопат. А главный герой - неприметный и старательно избегающий насилия Хитч, - стремительно превращается в правительственного убийцу Аудитора, выполнявшего грязную работу для ЦРУ.
Несмотря на то, что «Никто» частенько заносит в драму про кризис среднего возраста, Илья Найшуллер не перегибает палку и не растягивает рефлексию Хитча на час экранного времени. Душевные терзания главного героя - вроде необходимости ежедневно бороться с бытовыми проблемами и сдерживать свои порывы - показаны преимущественно в динамичной нарезке и паре флэшбеков. Но при всей спешке Найшуллер сумел внятно продемонстрировать, насколько разрушительным для личности может стать размеренный быт самого обыкновенного человека.
И несмотря на всю странность и даже некоторую нереальность происходящего, в резкую трансформацию Хитча веришь. На уровне «художественной достоверности», конечно. Наверное, потому, что как и в «Джоне Уике» авторы идут от обратного и показывают не простого человека, стремительно превращающегося в умелого убийцу, а профессионала, долгие годы изображавшего простого обывателя. Впрочем, отличий от «Джона Уика» тоже хватает: «Никто» кажется более взрослым и продуманным кино, а мотивация - убедительной.
С экшеном в фильме тоже всё хорошо. Перестрелки могут показаться слишком уж нарочитыми и переусложнёнными, но это издержки жанра. Зато рукопашные схватки выглядят именно так, как и должны выглядеть в кино со взрослым рейтингом: жестокими и грязными, с акцентами на самых «сочных» моментах насилия.
В общем, голливудский дебют Ильи Найшуллера удался. «Никто» оказался действительно динамичным и лихим боевиком - местами чересчур серьёзным и старомодным, но куда чаще - самоироничным и плюющим на условности. Но интереснее всего, что фильм совершенно по-разному ощущается в зависимости от настроения зрителя. Если соскучились по классике - обратите внимание. Но если хотите постмодернистского заигрывания со штампами, тоже не проходите мимо.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена