После премьеры криминального ироничного триллера «Джентльмены» (The Gentlemen) стало понятно, что Гай Ричи находится в хорошей форме и по-прежнему работает с гангстерским кино (во всех его проявлениях) лучше большинства режиссёров. И многие думали, что экшен-триллер «Гнев человеческий» (Wrath of Man) окажется чем-то похожим. Вот только многих смущало чрезвычайно пафосное название. И тот факт, что за основу Ричи взял французскую драму «Инкассатор» (Le Convoyeur) и снял её вольный ремейк. Но мало кто мог подумать, что режиссёр играючи замахнулся на создание новой классики криминального боевика.
Не дайте себя обмануть ни трейлерам, ни синопсисам, ни странным комментариям кинообозревателей и журналистов. «Гнев человеческий» прикидывается типичным комедийным боевиком (пускай довольно злым и циничным) только поначалу. А дальше начинает лихо переключаться между жанрами, трансформируясь то в полновесную драму, то в триллер про месть, то в диковатый экшен про пальбу из автоматических винтовок и дробовиков. Причём в настолько же шумный и напряжённый, как и культовая «Схватка» (Heat) Майкла Манна.
В финальном же противостоянии градус напряжения Гай Ричи взвинчивает до такой критической отметки, что начинает закладывать уши - не столько от грохота выстрелов и лязга гильз и затворов, сколько от хлещущего с экрана адреналина и чистой неразбавленной ненависти.
Большинство обозревателей почему-то цепляются к истории странного человека с прошлым, устроившегося простым инкассатором в охранную фирму Лос-Анджелеса, за то, что Ричи снял чистокровный и не шибко умный боевик. Но почему-то многие замалчивают тот факт, что главный мастер британского гангстерского кино вообще не акцентирует зрительское внимание на экшене. А простым киноязыком и в деталях рисует безрадостную картину того, насколько жестокими и злыми по отношению друг к другу могут быть обыкновенные люди. И на примерах объясняет простую истину: героизм конкретного человека - всего лишь одна сторона медали. И вторая может скрывать вообще что угодно.
«Гнев человеческий» не столько про стрельбу и драки (хотя с этим всё традиционно хорошо, Гай Ричи умеет и любит снимать старомодное мужское кино), сколько про запас терпения. Главного героя по прозвищу Эйч («H» или «Х», как Хиросима) нельзя назвать эмоциональным человеком - наоборот, он тщательно скрывает чувства и крепко держит себя в узде. Но шила в мешке не утаить и окружающие прекрасно понимают, что внутри персонажа Джейсона Стэтхэма кипит вулкан и его не стоит злить ни в коем случае. И насколько хватит того «добродушного» Эйча никто на самом деле не знает. По реакции его коллег видно, что крутого инкассатора, лихо убивающего грабителей, стоит бояться и сторониться.
Но если вы вдруг решили, что «Гнев человеческий» - это такой своеобразный клон «Револьвера» (Revolver), то не переживайте. Гай Ричи снял максимально понятное и привычное жанровое кино - без попыток навязать зрителю конкретную философию, занудствования и экспериментов с формой. Наоборот, новая совместная работа постановщика со Стэтхэмом - один из самых доступных и предсказуемых криминальных фильмов Ричи. Другое дело, что это нельзя назвать недостатком: в конкретном случае режиссёр все силы бросил на то, чтобы рассказать историю, которая ему самому интересна - без обилия постмодернистских шуток, иронии и разных визуальных ухищрений.
Хотя и без фирменных фишек Ричи не обошлось. Например, «Гнев человеческий» смонтирован нелинейно - Ричи по-прежнему обожает смешивать прошлое, настоящее и будущее в произвольных пропорциях, а затем прокручивать флэшбеки, обретающие совершенно новый смысл благодаря открывшемуся контексту. Нашлось местечко и параллельному монтажу. Но, опять же, в новом фильме на первом месте именно содержание, а не форма, поэтому многочисленные ухищрения и различные спецэффекты не бросаются в глаза.
И ещё важная деталь. Про Джесона Стэтхэма принято говорить, что он - актёр одной роли. на протяжении вот уже двух десятилетий отыгрывающий один и тот же типиж. Пускай удачный, но порядком поднадоевший. И поначалу «Гнев человеческий» это мнение лишь подтверждает. Но уже с середины фильма актёр только с помощью каменного выражения лица и лысины передаёт такой широкий спектр эмоций, что в это даже сложно поверить.
В общем, если вы ждёте чего-то в духе раннего Гая Ричи, то будете разочарованы. Пускай трагедии в этом нет - все мы с годами взрослеем и меняемся. Но если хотите одновременно злого боевика и жестокой криминальной драмы, то получите всё сразу и даже больше. Просто учитывайте, что «Гнев человеческий» не только про стрельбу и безудержный экшен. И не удивляйтесь, если новая работа Ричи станет классикой жанра.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена