Честно признаюсь: к фильму ужасов «Бывшая» я относился предвзято - он мне надоел ещё по максимально безликому и безыдейному трейлеру. Но продюсеры признавались в любви к страшному жанру, обещали крепкий проект и зазывали зрителей в кинотеатры. Но это как раз тот случай, когда чутьё не подвело и смотреть полнометражную версию не имело никакого смысла. А рекламные материалы дают предельно чёткое представление о продукте.
О том, что «Бывшая» - это настоящая катастрофа, а не кино, - убеждаешься в первые же полчаса. Практически безэмоциональные герои блуждают по максимально стерильным и пустынным локациям и обмениваются бессмысленными фразами. А создатели типичного российского хоррора бессовестным образом тратят зрительское время впустую, старательно раздувая банальную и пресную историю, которой не хватило бы и для короткометражки.
Можно было бы свалить всё на желание создателей снять полновесный российский слоубёрнер - который медленно запрягает, но потом несётся во всю прыть через третий акт к финалу. Но нет, сюжет буксует настолько безнадёжно, что за все почти полтора часа экранного времени нам ничего толком и не рассказывают о главных героях. Они так и остаются бледными тенями, за которыми невероятно скучно и даже мучительно наблюдать. Да и основной конфликт выглядит довольно смехотворно - мотивация очередной мстительной бабайки, нападающей на центральных персонажей, мягко говоря, подкачала.
Возможно, «Бывшая» искупает сюжетную и эмоциональную пустоту при помощи выдающегося визуала? Нет, на самом деле выглядит и ощущается фильм ужасов довольно скромным. Невозможно даже похвалить операторскую работу, потому что картинка настолько минималистична, что взгляду не за что зацепиться. И хотя блёклость всегда можно оправдать скромным бюджетом (на съёмки потратили всего 50 миллионов рублей), объяснить царящую в кадре скуку так просто не получится.
Вдобавок «Бывшая» не то что не пугает - она даже не умеет обращаться с классическими жанровыми клише. Обычно сюжетные штампы принято ругать, потому что многие киноделы чересчур активно их используют. Но именно сюжетные штампы позволяют выстроить максимально понятное и чёткое повествование. Или показать основной конфликт. Но только не здесь.
Как обычно и бывает, заявленный взрослый возрастной рейтинг 18+ оказался чистой фикцией. Скупые намёки на эротику фильм ужасов спасти не в силах, поэтому от них стоило бы вообще избавиться, чтобы открыть доступ на сеансы «широким народным массам». А жестокости и насилия в «Бывшей» самый минимум - даже кровь авторы показывают очень редко и будто бы случайно, без акцента.
Российские критики старательно нахваливают фильм ужасов за актуальность, попытки следовать современным трендам и желание задавать острые вопросы. Но если «Бывшая» вместе со своими создателями - режиссёром Евгением Пузыревским, сценаристом Владимиром Батрамеевым и продюсерами Владиславом Северцевым, Дмитрием Литвиновым, Марией Никольской и Людмилой Буевич - действительно это делает, то крайне вяло и нерешительно. Практически незаметно.
«Бывшая» вслед за другими отечественными хоррорами доказывает устоявшийся тезис, что на нашей почве чистокровный жанр не приживается. В комбинациях с другими - сколько угодно, только успевай пугаться (особенно в фестивальном кино и сериалах). А вот именно «российский фильм ужасов» - по-прежнему понятие расплывчатое и не до конца сформированное, допускающее любые трактовки. Но в чём несомненное достоинство работы Евгения Пузыревского (к слову, ранее снявшего интерактивный триллер She Sees Red), так это в том, что она чётко очерчивает основные проблемы нашего жанрового кино: одни пишут плохие, «водянистые» сценарии, а другие не понимают, по каким законам оно вообще работает.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена