Кинокомикс «Лига справедливости Зака Снайдера» (Zack Snyder's Justice League) - это тот редкий случай, когда спустя много лет студия признала свои ошибки и после настоящей информационной войны приняла волевое решение выпустить режиссёрскую (и, фактически, отменённую) версию фильма. И эксперимент неожиданно удался: творение Зака Снайдера с полной уверенностью можно назвать одним из лучших супергеройских фильмов современности.
Как выяснилось совсем недавно, театральная версия «Лиги справедливости» (Justice League), придуманная и снятая по большей части Джоссом Уидоном, изначально была обречена на провал. После того, как между Снайдером и Warner Bros. возник творческий конфликт, а затем режиссёр временно покинул проект из-за личной трагедии (и впоследствии был уволен), доделывать проблемное кино позвали Уидона - большого специалиста по марвеловским «Мстителям» (The Avengers). В WB после множества негативных отзывов в адрес кинокомикса «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (Batman v Superman: Dawn of Justice) решили, что зрителям нужны исключительно юмор и зрелища, поэтому чересчур мрачную супергероику решили переделать в духе MCU.
Джосс Уидон подошёл к делу ответственно: покромсал материал Снайдера мелкими кубиками, сочинил побольше тупейших шуток и сцен, наспех смонтировал то, что получилось после множества пересъёмок, и вывалил перед заказчиками. Как недавно признался безымянный продюсер фильма, на закрытом показе все прекрасно понимали, что у Уидона получился полный мусор, но боялись признать очевидное. Оно и неудивительно: общий бюджет «Лиги» на тот момент благополучно перевалил за полмиллиарда долларов (затраты на производство плюс расходы на рекламу и маркетинг), поэтому сдавать назад было поздно. В результате в прокат выпустили то, что получилось за полгода мучений, и всё это добро благополучно провалилось и принесло убытков на миллиард.
Тем временем Зак Снайдер не сдавался. Несколько лет он хитроумно подогревал интерес фанатов своего творчества, рассказывая подробности сюжета отменённой версии «Лиги справедливости» и выкладывая кадры из фильма в сеть. В интернете разгорелась настоящая кампания: поклонники комиксов DC и киновселенной DCEU требовали, чтобы студия Warner Bros. позволила режиссёру закончить свой авторский фильм. Благо прецеденты в истории уже были - достаточно вспомнить как «Супермена 2» (Superman II) Ричарда Доннера, переизданного на DVD в исходном виде, так и хоррор «Изгоняющий дьявола: Начало» (Exorcist: The Beginning), по итогу получивший «правильную» версию в лице «Изгоняющий дьявола: Приквел» (Dominion: Prequel to the Exorcist).
Но никто и подумать не мог, что бастион действительно падёт. В мае прошлого года Warner Bros. анонсировала режиссёрскую версию «Лиги справедливости» и пообещала выпустить долгожданный фильм эксклюзивно в стриминговом сервисе HBO Max. А затем Снайдеру выделили бюджет минимум в 70 миллионов долларов, чтобы завершить свой визионерский шедевр.
И вчера, 18 марта 2021 года, все желающие получили возможность увидеть «Лигу справедливости» такой, какой она изначально и задумывалась.
Совершенно правильно написал Станислав Зельвенский в своём обзоре фильма. Даже если вам не понравится ни версия Уидона, ни видение Снайдера, то шестичасовая «Лига справедливости» всё равно исполнит свою важную историческую роль. Монструозный эпик очень чётко демонстрирует умение Голливуда превращать один блокбастер в совершенно другой. Казалось бы, сюжетные коллизии в обеих версиях одинаковые (не считая нюансов сюжет плюс-минус похож). Но как сильно восприятие происходящего меняют холодная цветовая гамма, иной саундтрек и продуманный монтаж.
Если «Лига справедливости» Уидона выглядит пёстрым цирком-шапито, наспех собранным посреди голой степи, то «Лига справедливости» Снайдера - это чуть ли не греческая трегадия, полная пафоса, грусти и сожаления об ошибках прошлого.
Важно отметить, что Зак Снайдер, так и не посмотревший театральную версию своего фильма, не врал, когда утверждал, что зрители увидят в четырёхчасовой версии «Лиги» почти 80% нового материала. Так и есть: режиссёр просто взял и починил всё, что не работало в версии 2017 года. Флэш и Киборг превратились из бесполезных клоунов в полноценных героев и обзавелись своими предысториями. Более того, теперь Барри Аллен и Виктор Стоун играют важнейшие роли в повествовании. Брюс Уэйн, Диана Принс и Артур Карри получили внятную мотивацию. Бэтмен наконец-то перестал быть совершенно бесполезным в бою и превратился в настоящего техно-гика, выносящего врагов вперёд ногами с помощью хитроумных устройств и продуманной тактики боя. А многочисленные сюжетные дыры старательно законопатили и снабдили столь необходимыми пояснениями.
И пускай вас не пугает чудовищный хронометраж фильма. Четыре часа только кажутся огромным количеством времени - на самом деле «Лига справедливости Зака Снайдера», как и всякое хорошее кино, увлекает и даже погружает в настоящий транс. Ты просто не смотришь на часы. И если во время просмотра уидоновской «Лиги» в кинотеатре хотелось то уснуть, то выбежать из зала с криками отчаяния, на снайдеровской хочется зависнуть подольше.
Как и во всех своих фильмах, Снайдер в «правильной» версии смакует каждый кадр, постоянно делает лирические отступления, время от времени балуется медитативными клипами, а в самые напряжённые экшен-моменты перегружает кадр слоу-мо. Кроме того, новая «Лига справедливости» просто переполнена пафосом, а мрачную атмосферу автор умудряется нагонять даже там, где она не очень-то и нужна. Прибавьте к этому ворох библейских отсылок на любой вкус. И вот вы получили полное представление о том, чего ждать от постмодернистского эпоса, добиравшегося до зрителей больше шести лет.
Но как ни странно, всё вышеуказанное прекрасно работает в сумме. «Лига справедливости Зака Снайдера» не кажется ни затянутой, ни перегруженной, ни обрывистой или фрагментированной. Нет, это именно продуманное и чётко выстроенное зрелище. Да, Снайдера можно сколько угодно обвинять в том, что он заигрался и утратил связь с реальность. Но нет никаких сомнений в том, что новая «Лига справедливости» - абсолютно неформатный кинокомикс.
«Лига справедливости Зака Снайдера» разительно отличается от того, что снимают конкуренты и коллеги по цеху. Даже в самых мрачных фильмах MCU всегда есть проблеск надежды - зрители чётко понимают, что как бы тяжело ни было, но хорошие парни обязательно победят и спасут мир. В случае с флагманским фильмом DCEU никакой уверенности быть не может: главные герои «Лиги» - сплошь существа с тонкой душевной организацией и охапкой психоэмоциональных травм, а их миссия изначально выглядит обречённой на провал. И пускай иногда Бэтмен, Чудо-женщина, Флэш, Аквамен и Киборг позволяют себе пошутить на злобу дня, их юмор, скорее, пугает, нежели веселит.
Бескомпромиссность Зака Снайдера прослеживается не только в верности своим любимым художественным приёмам, исполинском хронометраже или непривычном уже кадрировании в пропорциях 4:3. Новая «Лига справедливости», например, не боится демонстрировать жестокие сцены. И пускай даже с рейтингом R фильм не превратился в кровавый хоррор, эффектных эпизодов с насилием всё равно хватает. Да и супергероями-идеалистами в кадре не пахнет - даже надежда человечества Супермен теперь избивает и кромсает на части Степного волка, превратившегося в монстра из ночных кошмаров, с ухмылкой.
При желании, конечно, творение Снайдера критиковать можно и, наверное, даже нужно. Людям, далёким от темы, фильм наверняка покажется слишком мрачным и депрессивным. Возможно, даже затянутым. Кто-то всё равно решит, что сюжет по-прежнему выглядит чересчур обрывистым - и это действительно так, если задаться целью найти все нестыковки и ляпы, а не получить удовольствие от просмотра. Некоторые наверняка будут шокированы буйством визуальных эффектов во время ключевых битв и их общей нереалистичностью. Кроме того, в отношении отдельных персонажей по-прежнему сложно испытывать эмоции, потому что они практически не раскрыты.
Но что важнее, при всех своих реальных и кажущихся недостатках «Лига справедливости Зака Снайдера» навсегда останется в памяти зрителей если и не абсолютно монументальным кино по комиксам, то как минимум попыткой сотворить масштабное авторское кино по мотивам графических романов. И ещё режиссёрская версия наверняка станет символом умения голливудских студий признавать свои ошибки - даже в суматошном и переполненном контентом XXI веке. И совершенно точно мы получили культовое кино, снятое за невероятные полмиллиарда долларов!
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена