А ведь «Гремлины» появились на свет благодаря череде случайностей и счастливых совпадений. В будущем известный режиссёр (и сценарист фильма) Крис Коламбус в молодости влачил жалкое существование в Нью-Йорке - и снимал настолько плохонькую квартирку, что в ней пешком и с гордым видом расхаживали мыши. Крис находился в вечном поиске работы, а чтобы выйти из депрессии смотрел классические чёрно-белые фильмы про монстров.
Так бы и продолжалось, если бы друг Коламбуса не предложил ему написать сценарий на любимую тему. Ну, что-нибудь страшное и про чудовищ. Сценарист в итоге признался в одном из интервью, что на идею «Гремлинов» его вдохновила суровая реальность: однажды он представил, как испугался бы, если бы ночью его рука свесилась с кровати и коснулась бы мышей...
Именно жуткое чувство легло в основу сюжета полноценного фильма ужасов. Изначально Крис Коламбус планировал, что «Гремлины» будут жёстким хоррором со взрослым рейтингом R... И сценами, в которых мелкие монстры жрали бы людей живьём, в камеру хлестала бы кровь, а с лестницы скатывалась бы оторванная женская голова...
Впрочем, ни одна студия не захотела покупать подобный сюжет, а все агенты, к которым обращался Коламбус, только разводили руками. Мол, не время для взрослых ужасов - зрителям они надоели. И не получили бы мы «Гремлинов», если бы не очередное удачное стечение обстоятельств: на тот момент уже влиятельный кинопродюсер Стивен Спилберг увидел на столе своего помощника сценарий. И странное название заинтриговало режиссёра. Он прихватил папку с собой, уехал на выходные за город, а уже в понедельник начал созваниваться и договариться о встрече с Коламбусом.
Впрочем, Спилберг почти сразу же объяснил начинающему сценаристу, что в текущем виде сюжет не сможет стать основой для коммерчески успешного проекта. Поэтому сценарий придётся творчески переработать в более семейное кино.
Дальше - больше. Для «Гремлинов» начали подыскивать идеального кандидата на роль постановщика. В результате режиссёром выбрали Джо Данте: пускай он уже довольно громко заявил о себе трэшовым ужастиком «Пираньи» (Piranha) и эротическим хоррором «Вой» (The Howling), но с тех пор перебивался случайными заработками на телевидении. И остро нуждался в очередном шансе проявить себя.
Производственный процесс тоже не был гладким. Стивен Спилберг принимал в съёмках непосредственное участие и порой даже чересчур много креативил. Например, выдумывал сложно реализуемые в техническом плане сцены прямо на ходу (Коламбус признавался, что эпизод в баре, когда за стойкой прятались два десятка аниматоров-кукловодов, был настоящим адом). А в какой-то момент даже потребовал, чтобы милый могвай Гизмо стал главным героем...
Но, несмотря на все приключения, комедийный рождественский хоррор «Гремлины» всё же добрался до больших экранов американских кинотеатров. И после премьеры стал таким громким хитом, что студия Warner Bros. не побоялась выпустить его в повторный прокат ровно через год!
Сложно сказать, почему спустя почти сорок лет фильм Джо Данте, Криса Коламбуса и Стивена Спилберга идеально работает даже сегодня. Возможно, это и есть настоящая магия кино, когда все элементы и детали складываются в общую и очень цельную крартину. В «Гремлинах» есть что-то очень тёплое и уютное - семейный ужастик укутывает своей праздничной атмосферой в любое время дня, ночи и года. И неизменно заряжает оптимизмом.
Возможно, в этом всецело виноваты актёры, идеально вжившиеся в роли. Или потрясающие, до мелочей проработанные декорации. Отличные практические эффекты - и почти «живые» куклы. Не исключено, что дело в высокой динамике событий - видно невооружённым глазом, что в сценарии просто нет лишних сцен, он вылизан до блеска. Или всё дело в правильной постановке и лихой операторской работе?
Наверняка всё перечисленное (и несправедливо позабытое) работает в комплексе, на общий результат. Но, мне кажется, основная причина успеха фильма - идеальный баланс между смешным, грустным и страшным.
Если вы внимательно посмотрите «Гремлинов», то без особого труда обнаружите в нём торчащие хвосты того самого хоррора с рейтингом R, который так и не получилось вытравить из безрассудной истории Криса Коламбуса. Например, самих гремлинов убивают в кадре максимально жестокими способами - расчленяют и разрывают на части, жарят электрическим током, взрывают и плавят до состояния бесформенного месива солнечным светом. Как по вашему, это всё ещё похоже на детский фильм?
А как же проделки самих маленьких мерзавцев? Гремлины хоть и выглядят довольно безобидно, но без всяких сомнений рвут на части и едят людей. Используют подручные средства для достижения нужного результата (и убийств в том числе): например, зеленокровым монстрам не чуждо огнестрельное оружие, а пилам и ножам они рады ещё больше.
Сюжетная линия (и предыстория) Кейт Беринджер, девушки Билли Пельцера и ненавидящей Рождество героини, способна довести до слёз особо впечатлительных зрителей. А проделки механических чудовищ отца Билли - изобретателя-неудачника Рэндалла, - смешат и веселят только поначалу. Пока не начнёшь понимать, как тяжело приходится его семье и сколько энергии и денег они тратят понапрасну по его вине.
Парадокс в том, что фильм Данте, Коламбуса и Спилберга является бесшабашным и глуповатым семейным фильмом - типично голливудским, призванным в первую очередь развлекать. Но при этом «Гремлины» не чураются ни хоррора, ни драмы. А в финале и вовсе вываливают на зрителя ожидаемую, но довольно честную мораль. Как ни крути, а подобное жонглирование настроением и темами может позволить себе только выдающееся кино.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена