Русский хоррор - жанр, который пугает сам по себе, одним только фактом существования на этой планете. Сколько не обещают нам продюсеры догнать и перегнать Голливуд с помощью аутентичных и понятных наших сердцам страшилок, но дальше отдельных удачных экспериментов дело не идёт. И из года в год мы получаем вереницу однообразных ужастиков, черпающих вдохновение откуда угодно, но только не из русских фольклора и действительности. Переломить ситуацию попыталась «Вдова» режиссёра и сценариста Ивана Минина. Но на выходе получился очередной пресный клон цикла «Ведьма из Блэр» (The Blair Witch).
Подозревать неладное начинаешь уже в самом начале, когда деревенские жительницы скармливают тебе череду баек про ведьму Хромую Вдову, которая после смерти продолжается шататься на сломанных ногах по лесу и похищает людей. Во-первых, авторы настойчиво утверждают, что фильм ужасов основан на реальных событиях - и этот некогда удачный жанровый приём давно превратился в пошлую эксплуатацию. А во-вторых, до поры до времени зрителей обманывают намёками на псевдодокументалистику, хотя на самом деле «Вдова» - обыкновенное кино, лишь сдобренное эпизодами, снятыми на любительские и экшен-камеры.
Дальше - больше. После вступления, состоящего из мокьюментари-вставок и скупого текста, штрихами обрисовывающих общую мифологию и - по задумке - нагоняющих жути, нас буквально за шкирку забрасывают в леса Ленинградской области. Непролазную чащу обшаривают волонтёры-спасатели в поисках заблудившихся и пострадавших людей. Разумеется, стандартные поиски бесследно исчезнувшего ребёнка совсем скоро заведут главных героев куда-то не туда и они столкнутся с неведомой силой. Ну, или с древним злом.
Хотелось бы мне обвинить режиссёра Ивана Минина и продюсеров Ивана Капитонова и Святослава Подгаевского в бездумном копировании «Ведьмы из Блэр» с предсказуемым результатом, но основная проблема «Вдовы» вовсе не в бесконечных заимствованиях. Хотя и без практически покадрового воспроизведения знакомых сцен не обошлось - внимательные зрители и поклонники первоисточника без труда обнаружат их сами. Нет, беда фильма, как и большей части российских ужасов, в том, что он не делает ничего, чтобы попытаться стать самобытным и выйти за очерченные жанровые границы.
Стоит переозвучить «Вдову» на английский язык и заменить пролог, как от его «аутентичности» не останется и следа. Если только не считать «Буханки» (она же внедорожник УАЗ-452). Каким-то чудом у Минина и компании получился рядовой и совершенно пресный ужастик, снятый словно по руководству для чайников - с обязательными скримерами, марафонскими забегами в темноте, неведомой силой, утаскивающей вопящих спасателей за ноги в неведомые дали, а также максимально тупыми героями, разбредающимися в разные стороны в поисках приключений.
В общем, сюжет «Вдовы» не просто составлен из готовых клише - он сам по себе типовая заготовка, которую никто даже не попытался доработать литературно-кинематографическим напльником. По понятным причинам никто из многочисленных авторов сценария даже не попытался раскрыть истинные причины происходящего или природу зла - создатели при первой же возможности съезжают с темы. Да и мало-мальски убедительного финала у фильма нет - концовку можно трактовать как угодно, были бы желание и фантазия.
Всё, что остаётся создателям хоррора на протяжении почти полутора часов - воспроизводить и повторять чужие наработки в надежде сделать хотя бы не хуже, чем в кинохите конца 90-х. Проблема только в том, что жанр ужасов за минувшие двадцать лет с премьеры «Ведьмы из Блэр» заметно трансформировался - например, поумнел, повзрослел и окончательно сместил фокус с банальных приёмов устрашения на изучение человеческой психологии. Но вместо того, чтобы поглубже залезть в головы зрителей и сыграть на потаённых страхах, Минин и компания только и делают, что жоглируют скримерами и плясками в потёмках. И в результате «Вдова» отпечатывается в памяти крайне неуклюжим, однообразным и монотонным хоррором.
И ничего удивительного в столь плачевном результате нет. Режиссёр Святослав Подгаевский и продюсер Иван Капитонов ранее на пару выпустили крайне невнятные и в плохом предсказуемые страшилки «Пиковая дама: Черный обряд», «Русалка. Озеро мертвых» и «Яга. Кошмар тёмного леса». Все эти фильмы выглядят и ощущаются так, будто их снимали не живые люди, а выращивали в одной пробирке. В них нет ни интересных историй, ни живых персонажей, ни причудливого визуала, ни отражения эпохи - все они созданы в несуществующем стерильном мире, в котором время остановилось, а эмоции выветрились без следа. И «Вдова» - очередной подобный эксперимент: попытка скопировать относительно успешный продукт и перепродать его под видом «русского народного хоррора».
Правда, даже «Вдова» в каком-то смысле может считаться маленьким, но достижением. Во-первых, чисто в техническом плане хоррор действительно выглядит неплохо - игру света и тени, а также операторскую работу можно смело хвалить. А во-вторых, это редкий российский фильм, который нормально звучит. Но стоит ли тратить полтора часа на знакомство с подобными достижениями отечественного кинопрома? Однозначно нет.
3/10
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена