Фантастический триллер «Грань времени» («Синхронный» или Synchronic, 2019), успешно балансирующий на грани умного и неторопливого хоррора, стоило ждать по нескольким причинам. Во-первых, его авторы - Джастин Бенсон и Аарон Мурхед - зарекомендовали себя настоящими творцами, которые снимают только то, что действительно хотят. А во-вторых, пресса, побывавшая на кинофестивальных премьерах, обещала самый мозголомный сюжет последних лет. И пускай на деле фильм оказался совсем о другом, проходить мимо всё равно нельзя.
Если вы никогда не слышали про Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда, то они настоящие авторы, которые всегда выкладываются на максимум. В своих работах они выступают режиссёрами, сценаристами, продюсерами, операторами и даже монтажёрами. Зато в творческих неудачах им винить некого, и итоговый результат выглядит именно так, как они сами и задумывали.
Максимум известности и популярности дуэт заработал после успешной премьеры фантастического хоррора «Паранормальное» (The Endless), к которому многие до сих пор относятся настороженно. Дело в том, что Бенсон и Мурхед не только увязали фильм в единую дилогию со своим камерным дебютом - «Ломка» (Resolution), - но и перевернули представление о хорроре в принципе. Большинство журналистов заговорили о том, что у Лавкрафта наконец-то появились достойные наследники, которые разбираются в чистом и неразбавленном космическом ужасе и буквально на ровном месте могут нагнать потусторонней жути. А лирическая страшилка «Весна» (Spring) закрепила за кинематографистами славу любителей снимать неторопливые, но умные жанровые ленты на вечные темы.
«Грань времени» ещё на стадии анонса позиционировали как продолжение творческих экспериментов дуэта, но с большим бюджетом и популярными актёрами в главных ролях. Собственно, духовным наследником предыдущих проектов Бенсона и Мурхеда фантастический триллер и оказался. Если вам понравились «Ломка», «Весна» и «Паранормальное», то не оставит равнодушными и «Синхронный».
В сюжетном плане начинается «Грань времени» довольно просто и буднично - как и предыдущие работы дуэта. Но с порога радует зрителей довольно странным визуальным рядом. А дальше события набирают ход: двое парамедиков разъезжают на скорой помощи по Новому Орлеану и постоянно натыкаются на изуродованные трупы и пострадавших с тяжкими увечьями. Но «несчастные случаи», произошедшие с людьми, постепенно выстраиваются в чёткую систему. Все погибшие принимали загадочный синтетический наркотик под названием «Синхроник» - и погибали ужасной и неправдоподобной смертью.
Идея в основе «Грани времени» не нова - достаточно вспомнить хотя бы экранизацию контркультурного романа Алана Глинна «Области тьмы» (Limitless), в которой крайне неприятный тип в исполнении Брэдли Купера становился гением после приёма неизвестного науке препарата. Или советскую сказку «Приключения жёлтого чемоданчика», в котором загадочные «лекарства» - конфеты, пробуждающие скрытые резервы организма, - были основными двигателями сюжета. Джастин Бенсон и Аарон Мурхед идут примерно той же дорожкой - и показывают катастрофические результаты употребления запрещённых веществ, случайно отправляющих наркоманов в прошлое.
Да, для демонстрации разрушительного воздействия наркотических препаратов на человеческие организм и жизнь авторы выбрали крайне необычную форму. Все персонажи в фильме, которые торопятся жить и пытаются выжать максимум из ситуации, непреднамеренно забрасывают себя в прошлое с помощью «Синхроника». И неизбежно погибают, потому что эксперименты с путешествиями во времени и расширением сознания никогда не заканчиваются ничем хорошим.
Впрочем, идею наркотика, в качестве основного эффекта перемещающего в прошлое, создатели «Грани времени» используют только как фундамент для выстраивания обыкновенной человеческой драмы. Двое главных героев и друзей - смертельно больной холостяк Стив и беспокойный семьянин Дэннис - страдают по одной и той же причине: оба слишком торопились жить, гнались за призрачным светлым будущим и банально не ценили того, что у них было в настоящем. В этом и заложена основная мысль, которую Стивен проговаривает в баре: в прошлом нет ничего светлого и радостного - это довольно мрачное место, которое совсем не похоже на солнечные деньки в комедии «Назад в будущее» (Back to the Future). Поэтому не стоит переживать о минувшем и постоянно в нём копаться. И Дэннис ближе к концу фильма приходит примерно к тому же выводу: реальное значение имеет лишь настоящее, без которого будущее никогда не произойдёт, и жить нужно именно сегодняшним днём.
Кому-то, разумеется, измышления Бенсона и Мурхеда покажутся чересчур наивными и банальными. Кто-то решит, что им не по зубам оказался собственный сюжет, в котором они по ходу дела вовсе запутались. Другие скажут, что пришли за фантастическим триллером с экшеном и захватывающими приключениями, а не за неторопливой драмой, обёрнутой в паранормальное. Но этим работы дуэта и хороши: с одной стороны, они постоянно оказываются гораздо глубже, чем кажутся, но с другой - они гораздо проще и доступнее, чем могли бы быть.
Но самое большое достоинство фильма «Грань времени» заключается в том, что несмотря на мрачную (и отчасти предсказуемую) концовку он заставляет поверить в людей. Например, в то, что мы действительно можем меняться в лучшую сторону, пускай и под воздействием внешних факторов, выталкивающих из зоны комфорта. А самопожертвование - не просто глупое старинное слово, окончательно утратившее смысл.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена