Рецензия на фильм «Побочный эффект» - неожиданно хороший российский мистический хоррор

Мы давно привыкли к тому, что российский фильм ужасов - это обычно монстр Франкенштейна, целиком сшитый из кусков голливудского и европейского жанрового кино. В особо тяжёлых случаях авторы отечественных хорроров и вовсе прут напролом - и бездумно заимствуют не только куски сюжетов, но также копируют персонажей, визуальную эстетику и даже мифологию. Однако в тёмном царстве в 2020 году промелькнул лучик света - в кинотеатрах вышел мистический триллер «Побочный эффект». И внезапно доказал, что снимать ужасы можно и сугубо про наши реалии.

Для начала один забавный факт, который при должной подаче может заставить потенциальных зрителей поседеть. «Побочный эффект» придумал и снял Алексей Казаков - автор сценариев к совершенно кошмарным комедиям «Горько!» (обе части), «Самый лучший день» и «СуперБобровы» (обе части). Потом в сценаристе что-то надломилось - и он написал сюжет драмы «Чернобыль» Данилы Козловского. А для режиссёрского дебюта Казаков и вовсе выбрал нетипичную историю в страшном жанре. Видимо, он решил, что российскими ужасами и впрямь проще пугать, чем смешить.

Рецензия на фильм «Побочный эффект» - неожиданно хороший российский мистический хоррор - 01

Начинается «Побочный эффект» буднично и неспешно - собственно, как и полагается всякому мистическому хоррору. Точнее, неспешно и буднично он начинается после резкого и эффектного пролога, способного нагнать всамделишной жути.

Главный герой - успешный архитектор Андрей, занимающийся реставрацией и строительством храмов, - обращается за помощью к экстрасенсу Маре, практикующей микологию (изучение и использование в научных целях грибов). По слухам, молодая специалист помогает с различными проблемами первым лицам государства. Следом выясняется, что Андрей хочет стереть воспоминания талантливой певице и жене Оле. Дело в том, что на них напали грабители и в результате пережитого стресса девушка потеряла ребёнка. Мара соглашается помочь, но взамен просит пару пожить у неё в огромной квартире - прямо напротив Кремля.

Рецензия на фильм «Побочный эффект» - неожиданно хороший российский мистический хоррор - 02

Очевидно, что в кино сделки со всякими подозрительными личностями редко приводят к успеху и становятся основой семейного счастья. Вот и в «Побочном эффекте» временный положительный результат вскоре оборачивается бесконечным и довольно сюрреалистичным кошмаром. Андрея и Ольгу начинают преследовать пугающие видения и сны, а затем жена и вовсе забывает о существовании мужа. А Андрей в поисках правды и способа всё исправить сталкивается с древним злом, которое невозможно победить.

Главное, за что важно и нужно похвалить Алексея Казакова, так это за то, что он вдохновлялся не только современными слоубёрнерами (фильмами ужасов, которые долго запрягают, но в последнем акте на бешеной скорости мчатся к депрессивному финалу), но и славянской мифологией, русскими народными сказками и тёмными страницами российской истории. Даже удивительно, насколько гармонично в хорроре переплетаются легенды про богиню плодородия и смерти Мару, сказки про Бабу-ягу и эпизоды красного террора.

Рецензия на фильм «Побочный эффект» - неожиданно хороший российский мистический хоррор - 03

«Побочный эффект» - редкий российский хоррор, который твёрдо стоит на ногах и сохраняет хотя бы минимальную самобытность. После того, как Джеймс Ван перезагрузил весь поджанр современной мистики, последователи кинулись клепать дешёвые и бездушные клоны «Астрала» (Insidious) и «Заклятия» (The Conjuring). Взять хотя бы творчество Святослава Подгаевского, наснимавшего кучу однотипных поделок разной степени вменяемости.

Но Алексей Казаков, кажется, действительно понимал, что и как хотел снять. И хотя порой смысл происходящего начинает ускользать и медленно растворяться в царящем на экране сюрреализме, «Побочный эффект» от начала и до конца оставляет впечатление цельного произведения. Да, местами странного, непривычного и тревожного, но продуманного и ладно скроенного. Нет желания спешно перемонтировать фильм и выкинуть половину бестолковых эпизодов.

Рецензия на фильм «Побочный эффект» - неожиданно хороший российский мистический хоррор - 04

Правда, совсем уж беспроблемного кино не вышло. Очевидно, что «Побочный эффект» - это классический недорогой хоррор (со смешным бюджетом около 52 миллионов рублей). И если с практическими эффектами и декорациями у него всё хорошо, как и с операторской работой, то редкие вкрапления компьютерной графики порой пугают похлеще всяких монстров. Кроме того, до ужастика добралась классическая беда российского кино - отвратительное сведение звука. Если герои в большинстве случаев что-то тихо бормочут, то в драматичные моменты музыка надрывается раза в три громче.

«Побочный эффект» вообще есть за что поругать. Можно вспомнить, к примеру, что некоторые побочные сюжетные линии ведут в пустоту и обрываются на полуслове и намёках, а неоднозначная концовка может потрепать нервы любителям чётких хэппи-эндов и жирных точек. Но нельзя отрицать очевидного: поклонники ужасов получили не просто качественный образец российского хоррора, но и на редкость самобытное кино, которое не пытается копировать всё подряд. Однозначно важный шаг в правильном направлении для всего страшного жанра.

7/10

2 Комментарии

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

  1. Сисечки-то были? А то они выложили отрывок, где ведьма переодевается, и там НИЧЕГО не показали. Нафуя делать такую сцену в сюжете вообще?
    это как блин ТРИ ДУШЕВЫЕ сцены в "Проводнике" с Бортич. ТРИ СУКА ДУШЕВЫЕ СЦЕНЫ! Как? нахрена? Зачем три? И ни-че-го не показали ни разу, даже жёпку голенькую =*( ничего! Бездарные режиссёришки нынче у руля... Даже Мигалков сиське снимать умел, не то, что нынешнее племя.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые