В ноябре в разгар пандемии коронавируса COVID-19 в кинотеатрах (а теперь и в стриминговом сервисе Wink) вышел российский фантастический хоррор «Кольская сверхглубокая». С момента анонса нам преподносили проект как отечественный клон культовых фильмов ужасов «Чужой» (Alien) и «Нечто» (The Thing), а ближе к премьере - как мистический триллер (!) о загадочной катастрофе эпохи СССР. Но экранизация первоапрельской шутки оказалась ровно тем, чем и должна была быть - бледным клоном голливудской классики, постоянно спотыкающимся в собственных потёмках.
Впервые про «Кольскую сверхглубокую» я узнал из питчинга Фонда кино. Режиссёр и сценарист Роман Каримов, ранее снимавший преимущественно лирические комедии, собирался как следует вдохновиться «Чужим» и «Нечто» и соорудить что-нибудь похожее. Только не про космос, а про пугающую тьму экстремально глубоких и неизведанных подземелий. Сэкономить производственный бюджет Каримов собирался благодаря съёмкам на реальной буровой скважине.
Затем начались классические приключения в чудесном мире кино. Сначала у потенциально интересного фильма уменьшился бюджет (со 175 миллионов рублей до 125 миллионов рублей), потом проект покинул Роман Каримов. Сюжет быстренько переработали, постановщиком взяли дебютанта Арсения Сюхина, ранее снявшего хороший короткометражный ужастик «Переход». И в результате «Кольская сверхглубокая» превратилась даже не в дешёвый трэш, а просто в скучный проходной ужастик, безуспешно копирующий всё подряд.
Самое забавное, что фильм до последнего продвигали как основанный на популярной городской легенде, хотя в основу сюжета легла первоапрельская шутка одной из газет, рассказавшей о том, что советские бурильщики выкопали в Мурманской области ад. И хотя скважина Кольская действительно существовала, закрыли её в 70-х по скучной и банальной причине - из-за отсутствия перспектив добычи полезных ископаемых.
«Кольская сверхглубокая» начинается с того, что эпидемиолог Анна по «просьбе» партии и родины прилетает на секретный объект, чтобы взять образцы неизвестного биологического материала. Практически с порога начинают происходить странные, загадочные и пугающие события, а бурильщики и персонал скважины утверждают, что под землёй затаилась страшная угроза, от которой нужно бежать как можно дальше...
Самое забавное, что несмотря на все попытки закосить под «Нечто» и «Чужого» первая половина «Кольской» - это чистой воды «Обитель зла» (Resident Evil) Пола У. С. Андерсона. Вот только вместо спецназа и исследовательского комплекса корпорации Umbrella у нас тут советские солдаты и буровая вышка, а вместо Миллы Йовович - Милена Радулович. Схожие моменты даже нет смысла описывать - при желании можно усмотреть кучу визуальных цитат.
Дальше - больше. Второй акт напоминает истерику на борту космического корабля «Ностромо»: главные герои изображают бурную деятельность, лезут куда не надо, а количество их постоянно уменьшается благодаря проискам неведомой силы. Третья и заключительная часть - попытка сыграть в «Нечто», но с жирными отсылками к «Хищнику» (Predator) Джона Мактирнана и «Зиготе» (Zygote) Нила Бломкампа.
В какой-то момент даже понимаешь, что у авторов настолько плохо с фантазией, что они уже не просто вдохновляются жанровыми шедеврами - они просто безыдейно копируют разные сцены чужих фильмов. В цитировании нет ничего плохого, как и в жонглировании отсылками и пасхалками - это просто художественные приёмы. Но когда у твоего фильма ужасов нет своего лица - точнее, оно скроено из кусков чужих, - то это уже повод крепко-накрепко задуматься.
Кроме того, «Кольская сверхглубокая» - это какой-то парад актёров с деревянной мимикой и отсутствующими взглядами. Да и персонажи в данном случае представлены не просто штампами, а непрописанными болванками, которые даже свой скудный функционал выполнить не могут. Переживать в хорроре решительно не за кого: режиссёр Арсений Сюхин хоть и пытается показать рефлексию некоторых героев через флэшбеки и поступки, но делает это довольно неловко и даже топорно.
Да и чисто технически «Кольская сверхглубокая» проигрывает всем подряд. Если не было денег на нормальную компьютерную графику, то зачем было воротить обилие сцен с ненормальной, бросающейся в глаза? Или если у вас нет специалистов, умеющих делать крутые практические эффекты и реалистичную кровь с расчленёнкой, то зачем вообще замахиваться на боди-хоррор ближе к финалу? Вопросы, сплошные вопросы без ответов.
Но последний гвоздь в крышку интереса забивает финальная часть. «Кольская сверхглубокая» зачем-то долго и нудно пережёвывает ложную концовку и нагнетает саспенс... чтобы отделаться от зрителей реальной концовкой, снова подсмотренной у «Обители зла». Если честно, то и Пол Андерсон не изобретал велосипед, а умело использовал распространённые сюжетные клише. Но в случае с российской ретро-фантастикой ситуация вовсе вырисовывается катастрофическая.
Но даже при всём обилии технических и концептуальных недостатков фильм ужасов ещё можно было спасти. Например, выкинуть добрые полчаса из хронометража, потому что ничего, кроме скучных и пустых разговоров, они не содержат. Добавить больше экшена - хотя бы привычной беготни в потёмках. Сократить количество низкокачественных слоумо, в конце концов, и сделать монтаж пулемётным - в духе Нила Маршалла. Но получилось то, что получилось: на «Кольскую сверхглубокую» просто не стоит тратить время, потому что ничего, кроме двух часов скуки вы не получите. Единственное, за что стоит похвалить кино - за интригующую концепцию и попытки стилизации под ретро. Но это довольно слабые аргументы в защиту.
3/10
Ого как всё плохо =(
ОтветитьУдалитьОтправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена