Рецензия на фильм «Охота на Санту» («Толстяк») - вестерн про попытку убить Криса Крингла

Пожалуй, «Охота на Санту» (Fatman) - это тот самый странный фильм, что идеально подходит для завершения 2020 года: одновременно путанного, утомительного и попросту сломанного. Режиссёры и сценаристы Эшом Нелмс и Йен Нелмс взялись вроде бы снимать постмодернисткую чёрную комедию, развенчивающую привычные мифы о добром бородатом старикане, раз в год одаривающем детишек подарками... А в итоге пришли к мрачной драме об утрате иллюзий и жестокости современного мира. Причём напополам с вестерном.

На самом деле ничего другого ожидать от рождественского (или новогоднего) фильма «Толстяк» (так он называется в оригинале) и не следовало. Три года назад Эшом Нелмс и Йен Нелмс сняли промозглый полицейский неонуар «Преступление в маленьком городе» (Small Town Crime) - и было очевидно, что с выбранного курса авторы не свернут.

Рецензия на фильм «Охота на Санту» («Толстяк») - вестерн про попытку убить Криса Крингла - 01

Не верьте официальному трейлеру, выставляющему «Охоту на Санту» классической чёрной комедией из 90-х. Ну, или первому получасу картины. На самом деле Мэл Гибсон и Уолтон Гоггинс сыграли не лихих и легкомысленных героев боевика, а двух прожжённых циников, разочаровавшихся в жизни. Местный добрый зимний волшебник - Крис Крингл (он же в массовой культуре - Крис Киндл и Тайный или Секретный Санта) - давно понял, что с каждым годом дела идут всё хуже и никаких перспектив впереди больше нет. Дети становятся всё злее, хороших мальчиков и девочек, заслуживающих подарки вместо угля, всё меньше. Кроме того, Крис оказался в настоящей долговой яме и ради государственных дотаций вынужден заставлять эльфов собирать панели для боевых истребителей армии США, а не игрушки.

Тощий в исполнении Уолтона Гоггинса - наёмный убийца без принципов. Тяжёлое детство наложило отпечаток на киллера и он готов убивать кого угодно, лишь бы платили. Хотя в свободное от основной работы время он коллекционирует артефакты Санты - игрушки, подаренные послушным детям.

Но как вообще могли пересечься пути Санты и хладнокровного убийцы? Всё просто: один юный отморозок, готовый идти по головам к цели, страшно недоволен тем, что получил на Рождество уголь. И вместо того, чтобы измениться и стать лучше, он нанимает убийцу, чтобы отомстить Санта Клаусу. Более того, непослушный ребёнок требует голову волшебника в качестве трофея!

Рецензия на фильм «Охота на Санту» («Толстяк») - вестерн про попытку убить Криса Крингла - 02

На основе подобного сюжета можно было снять что угодно - как страшную сказку про месть и далекоидущие последствия, так и хоррор. Ну или банальное семейное кино с ожидаемой моралью. Но Эшом Нелмс и Йен Нелмс пошли дальше - и большую часть хронометража выделили на то, чтобы в серых и чёрных красках подробно расписать личностный кризис Криса Крингла.

Если отбросить в сторону все волшебные и откровенно фантастические элементы, «Охота на Санту» - это одновременно история старения, утраты надежд и гибели уютного и родного семейного бизнеса. Крис почти не понимает современных реалий - новый мир, наполненный злобой и электроникой, ему не по нраву. А в одной из сцен главный герой и вовсе сравнивает нынешний спад интереса к добру и чудесам с 1910 годом - тревожной эпохой накануне мясорубки Первой мировой войны.

Санта потрёпан и с ног до головы покрыт шрамами, хотя внутри и снаружи по-прежнему боец. Но его время, кажется, стремительно уходит. И без вынужденного сотрудничества с беспринципными военными современная экономическая система его попросту сожрёт.

Рецензия на фильм «Охота на Санту» («Толстяк») - вестерн про попытку убить Криса Крингла - Постер

Неудивительно, что чем дальше в лес, тем мрачнее и безрадостнее становится фильм. А в финале, после кровавого побоища в производственном цеху, «Охота на Санту» и вовсе стремительно мутирует в современный вестерн: во время финальной перестрелки из главных героев хлещет кровь, а каждый выстрел для любого из них может стать последним.

Проблемы же у фильма стандартные. Во-первых, Эшому Нелмсу и Йену Нелмсу не удалось разгуляться на полную - очевидно из-за скромного производственного бюджета. В целом «Охота на Санту» выглядит неплохо, но порой дешевизна бросается в глаза. Во-вторых, авторы довольно быстро слили основную интригу: до определённого момента не очень понятно, кто такой Крис Крингл - обыкновенный сумасшедший из захолустья, вообразивший себя Санта Клаусом, или настоящий зимний волшебник, страдающий под гнётом цивилизации. И в-третьих, иногда кажется, что создатели не дожали отдельные эпизоды - прежде всего, в эмоциональном плане.

Но даже со всеми мелкими недостатками «Охота на Санту» с начала и до конца остаётся интересной рождественской фантазией, пытающейся сломать канон и построить на его основе нечто новое. Не всем, конечно, придётся по вкусу деконструкция привычного праздничного образа. Но и проходить мимо нельзя ни в коем случае, потому что эксперимент получился как минимум интересным.

8/10

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые