Никто не ждал от фантастической драмы «Мой создатель» (Archive) свершений. Да хотя бы потому, что режиссёр и сценарист Гэвин Ротери с его
помощью дебютировал в полном метре, пускай раньше уже успел поработать над
множеством фильмов в качестве художника по спецэффектам. Банальная сюжетная
завязка, небольшой бюджет, Тео Джеймс в главной роли... Но кто же мог
подумать, что получится один из лучших жанровых фильмов 2020 года.
Пожалуй, синопсис сюжета в конкретном случае - это та самая вещь, которую
лучше обходить стороной. А то и просто избегать. Чем меньше вы подготовлены к
просмотру ленты «Мой создатель» и чем меньше знаете о фильме, тем больше вы
получите удовольствия. А если вчитаться в синопсис, то можно решить, что
Ротери снял классическую проходную драму про инженера, конструирующего роботов
вдали от людских глаз по заказу могущественной корпорации.
Так-то оно так. Но самое крутое, что Гэвин Ротери на протяжении не самого
большого хронометража смело и довольно талантливо старается объять необъятное.
Правда, даже удивительно, что фильм в результате идёт меньше двух часов.
Режиссёр и сценарист затрагивает этическую сторону создания полноценного
(продвинутого) искусственного интеллекта, не уступающего человеческому.
Например, вместе со зрителями ломает голову над тем, сможет ли ИИ понять и
использовать по назначению эмпатию. Как искусственное существо будет
выстраивать отношения со своим создателем - и кем вообще будет его
воспринимать, богом или отцом. И как в результате творцу относиться к своим
творениям: как к живым людям или вещам?
Успевает Ротери высказаться и на тему технической, а также правовой стороны.
Кому принадлежат роботы с полноценным ИИ? Всё той же корпорации,
профинансировавшей их создание? Создателю? Или искусственное существо должно
обладать всеми правами и быть по-настоящему свободным? Кем, в конце концов,
должен быть ИИ: объектом или субъектом права? Может ли ИИ самостоятельно
принимать решения - в том числе о прекращении своей странной, плохо
регулируемой жизни?
И что, наконец, делать с первыми версиями ИИ - неудачными, осознающими свою
неполноценность, запертыми в изначально ограниченные оболочки? Они не могут
стать лучше, не способны эволюционировать - а значит, всегда будут
восприниматься неполноценными с точки зрения людей. В том числе и своих
создателей, обещавших светлое будущее и называвших частью семьи.
Как и всякая хорошая научная фантастика, пускай и с социальным уклоном, «Мой
создатель» задаёт множество вопросов, но не спешит давать ответы. Вместо этого
Гэвин Ротери, по примеру писателей-фантастов золотого века, пытается
пригласить зрителя к дискуссии. Ну или хотя бы пытается дать пищу для
размышлений. И надо отдать режиссёру должное, на большую часть вопросов ответы
он всё же даёт - если смотреть кино внимательно, конечно.
А в какой-то момент «Мой создатель» и вовсе превращается в полноценный
киберпанк - с диктатом корпораций, конкурентными войнами, синтетическими
полулюдьми-полукиборгами, неоновыми огнями и роботизированными автомобилями.
Ротери по понятным причинам (из-за крохотного бюджета) рисует мир, в котором
существует главный герой, крупными мазками, но общее представление о
происходящем даёт.
Кроме того, запала у новичка-режиссёра хватило даже для нестыдного сюжетного твиста. Да, не исключено, что внимательные и насмотренные зрители предугадают
концовку заранее. Но в любом случае «Мой создатель» выбивает почву из-под ног
и заставляет задуматься над показанным снова и снова.
Если абстрагироваться от сюжета и подбирать аналоги чисто по атмосфере и
визуалу, то ближайшими похожими «конкурентами» окажутся прошлогодний «Дитя
робота» (I Am Mother)
Гранта Спьютора, а также «Немой» (Mute) и «Луна 2112» (Moon)
Дункана Джонса. К последнему фильму Гэвин Ротери имеет, кстати,
непосредственное отношение. Хорошая компания для сказки про гуманизм, правда?
10/10
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена