Недавно в стриминговых сервисах и онлайновых кинотеатрах вышел «Вивариум» (на самом деле, конечно, «Виварий» - или Vivarium в оригинале) - классическое европейское кино с известными актёрами в главных ролях, которое делает ставку не на визуал, а на идеи и метафоры. Поначалу может показаться, что ирландец Лоркан Финнеган снял нечто в духе классической «Сумеречной зоны» (Twilight Zone): эпизод антологии и размышление на тему гуманизма и человеческой эволюции, но в формате полнометражного фильма. Но на самом деле все желающие (и не-) получат слоубёрнер - независимый хоррор, который долго запрягает и нагнетает атмосферу, зато ближе к финалу чертовски пугает и погружает в депрессию однозначной концовкой.
Завязка у «Вивариума» настолько классическая и привычная, что на синопсисе даже не стоит подробно останавливаться. Джемма (учительница или воспитательница начальных классов) вместе со своим парнем Томом (мастером на все руки) ищет новое семейное гнёздышко - уютный и достаточно просторный дом. Поиски приводят их в агенство, а следом уже придурковатый и назойливый риелтор привозит их в идеальный район Йондер (Yonder - наверняка искажённое Wonder) - полюбоваться домом мечты. Затем продавец недвижимости загадочным образом исчезает, а парочка так и не находит пути домой. И застревает в идеальном, асболютно пустом и безжизненном месте. А следом молодые люди получают младенца в коробке с запиской: воспитают ребёнка - получат свободу.
В чём Лоркан Финнеган однозначно преуспел, так это в выстраивании правильного ритма. Развивается сюжет «Вивария» довольно бодро и фильм практически не провисает - по меркам разговорного жанрового кино, старающегося казаться независимым внежанровым, разумеется. На экране постоянно что-то происходит, и пускай режиссёр и сценарист не спешит объяснять смысл показанного, заскучать во время просмотра не получится. Если вы, конечно, ещё способны воспринимать хоть что-то кроме шумных и красочных блокбастеров.
Однако, довольно быстро выясняется, что недосказанность - как основной инструмент для описания странного мира, в который угодили Джемма и Том, - Финнеган использует только с одной целью: сделать вид, что в «Вивариуме» присутствует глубина. А идея настолько сложна, что трудноуловима.
На самом же деле автор снял неторопливый ужастик об... ужасах родительства. И сопутствующих жертвах, которые людям неизбежно приходится приносить во имя любимых (или нелюбимых - тут уж как сложится) детей. Центральная идея, скрытая за всеми метафорами и визуальными фокусами, заключается в том, что ценность и необходимость рождения и воспитания детей откровенно преувеличена. Лоркан Финнеган практически прямым текстом говорит о том, что все лишения и жертвы абсолютно напрасны, потому что как ни старайся, а получится натуральный монстр, принимающий все ваши труды и старания как должное. Более того, крадущий ваши драгоценные ресурсы и время.
И как только понимаешь, что «Вивариум» - это пускай хорошо и грамотно снятый и написанный, но манифест, интерес стремительно растворяется. Кроме того, Финнеган не просто отказывается внятно объяснить причины катастрофы, случившейся с главными героями, но также не торопится давать хоть какие-то ответы на заданные вопросы. Или предлагать альтернативу. В результате всё, что получат зрители - чёрно-белую псевдомораль и максимально депрессивный финал. И пылкие авторские заверения в том, что кошмарная ситуация ещё неоднократно повторится, а выхода из неё нет и не предвидится.
Возможно, «Вивариум» стоит воспринимать как мрачную шутку - постироничное кино, которое пытается казаться умнее и мрачнее, чем есть на самом деле. Но как ни воспринимай, а большинство зрителей основной посыл едва ли примут и одобрят, если вообще захотят разбираться в том, что хотел сказать автор. А те, кому всё равно, что скрывается за метафорами, напрасно потратят время.
6/10
Гадость несусветнейшая, даже сцены с голой Путтс не спасают такую дрянь...
ОтветитьУдалитьОтправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена