В России наконец-то вышел фантастический фильм ужасов «Человек-невидимка» (The Invisible Man) и можно констатировать три вещи. Первая: хоррор не имеет никакого отношения к оригинальному роману Герберта Уэллса - если только не брать основную концепцию. Вторая: фабрика Джейсона Блума по-прежнему может выдавать интересное кино. Третья: режиссёр и сценарист Ли Уоннелл окончательно сбросил с себя груз «Пилы» (Saw) и превратился в самобытного постановщика, способного с равным успехом сочетать драму и жесть.
Начну с того, что буду заклинать вас не смотреть трейлеры «Человека-невидимки» перед походом в кинотеатр. А если вы всё же не справились с соблазном и посмотрели, то срочно сотрите ролики из памяти. Типичная проблема проектов Blumhouse: маркетологи без всяких сожалений и моральных терзаний раскрыли в промо-материалах абсолютно весь сюжет фильма. Поэтому все неподготовленные зрители получат примерно в два раза больше удовольствия от просмотра.
Начинается «Человек-невидимка» стандартно - ровно так, как и обещает компактный синопсис. Архитектор Сесилия сбегает от своего «возлюбленного»-тирана Эдриана, известного в мире науки учёного, и с головой окунается в новый кошмар. Бывший вроде бы покончил с собой и даже завещал приличные деньги Си. Но почему главной героине кажется, что Эдриан жив? Более того, он стал невидимым и продолжает её истязать, старательно изолируя от семьи и друзей. А также заставляя сомневаться в собственном рассудке.
Сомнения - та самая важная часть, которую рушат трейлеры. Если вы смотрели рекламные ролики, то уже в курсе, как история будет развиваться. Но Ли Уоннелл в своём новом фильме ужасов как раз заигрывает со зрителем чуть ли не всю его первую половину.
Дело в том, что до определённого - отчасти кульминационного - момента зритель должен сомневаться в происходящем. Несмотря на все утверждения Сесилии, нет никаких доказательств того, что Эдриан правда жив, а происходящие вокруг неё странности нельзя объяснить логически. И в такой подаче истории определённо есть смысл: главная героиня переживает сильнейшую психологическую травму, воспринимает реальность в крайне искажённой форме и страдает разом от множества фобий. И как раз первая - «психологическая» - часть «Человека-невидимки» заставляет по-настоящему нервничать и вжиматься в кресло. Во многом благодаря отличной актёрской игре Элизабет Мосс.
Но, несмотря на всю серьёзность проблемы домашнего насилия (как физического, так и психологического), Ли Уоннелл не спешит вешать ярлыки и выкрикивать лозунги. Нет, у него, разумеется, есть авторская позиция. Но до пропаганды оголтелого фашизма, который многие путают с современным «феминизмом», к счастью, не доходит. Уоннелл не пытается грузить зрителей, он просто показывает ситуацию изнутри. И старательно разбирает психологию жертвы по кирпичику, чтобы в результате показать перерождение героини.
Такой серьёзный подход, кстати, может в определённой степени навредить фильму. В мире он вышел неделю назад и уже собрал солидную кассу. Но упор на драму и психологизм запросто может отпугнуть людей, желающих легко и бездумно попугаться в кинотеатре. В «Человеке-невидимке» почти нет стандартных скримеров, постановщик довольно долго нагнетает атмосферу и готовит сюжетную почву, да и в визуальном плане фильм выглядит довольно скромно (что не отменяет крутой операторской работы, изобретательного дизайна и грамотного, подчас нестандартного использования спецэффектов). Хочется верить, что сработает эффект «Джокера» (Joker), когда социальная драма, замаскированная под жанровое кино, сумеет добраться до широкой аудитории, через тернии к звёздам.
«Человек-невидимка» - это настоящий сюрприз 2020 года. Мало кто мог подумать, что Ли Уоннелл окажется не просто умелым сценаристом, но и крутым режиссёром - даже после зажигательного, пускай и специфического «Апгрейда» (Upgrade). Но всё вышло в лучшем виде: зрители получили отличный драматичный хоррор, а Universal и Blumhouse - кассовый хит. Если и перезапускать киновселенную Dark Universe, то только в таком формате.
10/10
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена