Обзор фильма «Яга. Кошмар тёмного леса» - мнение зрителей и отзывы критиков в комментариях

«Яга. Кошмар тёмного леса» - это очередной фильм ужасов режиссёра и сценариста Святослава Подгаевского, который целиком и полностью опирается на штампы жанрового кино. Молодая семья переезжает в новый дом посреди благоустроенного, почти утопического района - разумеется, неподалёку от густого и мрачного леса... А затем их атакует древнее и безжалостное зло, пожирающее души детей. Если вы почти уснули, то срочно взбодритесь - это весь сюжет, дальше ломать голову над перипетиями не придётся.

Святослав Подгаевский - это русский Blumhouse: правда, человек, а не студия, но человек, стабильно выпускающий хорроры. Пускай малобюджетные, однотипные и монотонные, но российские - с едва уловимым налётом атмосферы чего-то этакого. Вот только если у компании Джейсона Блума порой случаются настоящие удачи, то Подгаевский продолжает старательно копировать наработки западных коллег и категорически отказывается расти в профессиональном плане.


Как водится, главная проблема «Яги. Кошмара тёмного леса» не в качестве спецэффектов, странном монтаже, отсутствии логики или запоминающихся деталей, а также какого-то совершенно бешеного упора на примитивные скримеры. Нет, ключевая проблема в режиссёре Подгаевском: вот уже пятый фильм ужасов подряд он занимается тем, что жонглирует сценами, подсмотренными в голливудских хоррорах, и даже не пытается придумать хоть что-то новое. Но самое ужасное (каламбурчик) в том, что он попросту не умеет рассказывать истории.

Если «Владение 18» следует простить и забыть, то вот «Пиковая дама: Черный обряд» в 2015 году смотрелась бодро и неплохо. Но «Невеста» и «Русалка. Озеро мертвых» доказали, что Святослав Подгаевский не умеет выстраивать внятное визуальное повествование. Тем же самым страдает «Яга»: большая часть сюжета уместилась в максимально сжатый синопсис, ничего интереснее и забористее трое сценаристов совместными усилиями не сочинили. Как и предыдущие четыре работы «Яга. Кошмар тёмного леса» наполнена пустыми, ничего не значащими диалогами и бестолковой суетой, но почти ничего не рассказывает о прошлом персонажей и никак не раскрывает их характеры. Четверо главных героев с самого начала и до конца остаются сборниками клише, наспех понадёрганными из других фильмов.


Причём хоррор демонстрирует сценарное бессилие своих создателей в первых же кадрах: в анимированном прологе закадровым голосом (!) зрителю скармливают мифологию. А потом ещё раз проговаривают её посредством голосового помощника Евы. И на закуску - в третий, устами классического «подзаборного философа». Почему нельзя было вплести мифологию непосредственно в сюжет? Например, с помощью какой-нибудь городской легенды или сетевой крипипасты? И зачем трижды проговаривать одно и то же? Тупые всё равно не поймут, а умные разберутся и вспомнят по ходу дела.

Зато с завидным постоянством Святослав Подгаевский зачем-то хвастается, что тоже смотрел «Астрал» (Insidious), «Оно» (IT), «Сайлент Хилл» (Silent Hill) и даже «Сияние» (The Shining) Стэнли Кубрика. Причём дело не ограничивается оммажами - режиссёр зачастую копирует целые сцены и эпизоды. Вероятно, чтобы хоть как-то наскрести материала на стандартный хронометраж - сюжет-то придумать поленились.

И смотришь «Ягу» и думаешь, что же сказать про фильм. Отснятые сцены вроде бы выглядят неплохо, если их смотреть отрывками, отдельными клипами. Но вместе они никак не складываются в цельное произведение. И до самого финала не отпускает чувство, что половину эпизодов можно было бы запросто поменять местами - и смысл бы ничуть не изменился.

Хотя одно весомое достоинство у «Яги. Кошмара тёмного леса» есть. На фоне остальных отечественных хорроров последних лет фильм выглядит наиболее профессиональной и зрелой работой. Без диких, совершенно трэшовых перегибов и попыток переснять половину Голливуда разом. Да и картинка у Подгаевского заметно лучше, чем у коллег.

Но беда в том, что «Яга. Кошмар тёмного леса» в рамках жанра - это совершенно стерильный и безликий фильм ужасов. Он выветривается из памяти практически сразу же после просмотра - наверняка пару дней спустя вы вообще не вспомните, о чём он был. Иронично, учитывая контекст. Да, по сравнению с «Русалкой» - неуверенный, но шаг вперёд. Для российского хоррора в целом - прежнее топтание на месте.

5/10

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые