Фантастическому триллеру «Кома» самая активная часть рунета поспешила выписать кредит недоверия ещё на стадии анонса. Хотя бы потому, что режиссёр и сценарист Сарик Андреасян выступил продюсером фильма и старательно продвигал идею в массы. А в российской прессе очень любят называть его худшим режиссёром всех времён (упуская из вида, впрочем, существование совершенно бездарных кинематографистов, а также тот простой факт, что Сарик с годами снимает всё лучше и лучше). Ну и ещё потому, что постановщиком и автором идеи стал Никита Аргунов - художник по визуальным эффектам, а также давний соратник Сарика. Но прежде, чем высоколобые критики начнут плеваться ядом и обвинять в продажности, замечу, что «Кома» по большей части удалась.
Да, известный тезис о том, что «Кома» - это винегрет из чужих идей, сборная солянка из воображаемых, виртуальных и сюрреалистичных миров, имеет право на жизнь. В фильме повсеместно торчат уши чужих произведений - начиная, разумеется, с очевидных «Начала» и «Доктора Стрэнджа». Но фишка в том, что эти самые заимствования можно запросто назвать и отсылками, потому что авторам хватает самоиронии, чтобы акцентировать на них внимание. Например, тот самый финальный кадр настолько явно передаёт привет одному известному режиссёру, что подобный художественный ход вызывает только добродушную улыбку.
Заимствования в «Коме» действительно есть. Но их и не может не быть - как в любом современном произведении популярной культуры.
Важнее, что Никита Аргунов грамотно сыграл на том самом поле, которое в российском кинематографе старательно обходят стороной. Дело в том, что «Кома» - это просто образцовая подростковая фантастика. И пускай вас не смущает тот факт, что главные герои давно не школьники и не студенты, а вполне взрослые люди. Чисто сюжетно и структурно фильм чистой воды Young Adult. Причём Young Adult качественный, зрелищный и местами изобретательный, старательно дистанцирующийся от «Дивергента» и прочих второсортных постановок.
И если уж речь зашла про визуал, нельзя не отметить, что авторы постарались на славу. Пускай отдельные сцены выглядят дёшево и раздражают неприкрытой компьютерной графикой, дизайн монстров-жнецов получился довольно спорным, а эффектного экшена не так много, как хотелось бы, нельзя не отметить, что выглядит мир «Комы» интересно. Вселенная, сотканная из кусков чужих воспоминаний и фантазий о прошлом, щеголяет неевклидовой геометрией и напоминает сеть нейронов - и это очень круто. Мир выглядит действительно необычно.
Ещё интересный момент: «Кома» - это мешанина жанров. Местами фильм старательно притворяется психоделическим хоррором, затем включает приключенческий боевик, оборачивается постапокалиптикой, на закуску становится фантастическим триллером. Никита Аргунов довольно легко переключается между жанрами, но, благодаря основной идее, подобный ход не выглядит хаотичным нагромождением сущностей. Подобная жанровая эклектика чудесным образом сочетается с вымышленной вселенной и идеально укладывается в концепцию лоскутного мира.
Но придраться тоже есть к чему. К сожалению, «Кома» не смогла полностью избежать типичных для российского кино проблем. Во-первых, не все актёры в фильме одинаково полезны: если некоторые (не буду показывать пальцем) выглядят в ролях вполне органично, то другие (тоже не буду) чудовищно переигрывают и не очень понимают, где оказались. Во-вторых, большинство центральных персонажей никак не раскрыты - им за весь фильм уделяют всего несколько минут, а о прошлом рассказывают и того меньше. А озвученных сухих характеристик маловато. И в-третьих, налицо типичная проблема третьего акта: достойного злодея и противника главному герою авторы придумать не смогли, вместо битвы с финальным боссом подсунули зрителям вялую потасовку и перестрелку тезисами диванной философии. А концовку и вовсе максимально скомкали.
Но, со всеми оговорками и недостатками, «Кома» - это шаг в правильном направлении. У Никиты Аргунова получилась бодрая подростковая фантастика, которая имеет все шансы выстрелить - особенно на фоне нынешнего безрыбья. И учитывая, куда кривая в принципе завела Young Adult. Другое дело, что шедевра на все времена по-прежнему ждать не стоит. А хорошего одноразового развлечения, после которого не будет стыдно - вполне.
7/10
Семь? Семь? СЕЕЕЕЕЕЕЕМЬ? Но это же Сариковщина, как он мог научиться ке-но снимать...
ОтветитьУдалитьСнимал-то Аргунов, Сарик продюсер. И да, страшное дело, но "Кома" мне понравилась гораздо больше "Аванпоста" и тем более "Вторжения". Сам в шоке, разрыв шаблона.
УдалитьА теперь можно обвинять меня в продажности.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена