Недавно в стриминговых сервисах и на других цифровых платформах вышел замысловатый и причудливый хоррор «Маяк» (The Lighthouse) - новый фильм ужасов Роберта Эггерса, режиссёра ставшей уже культовой «Ведьмы» (The VVitch). В своей новой работе он обратился к древнегреческой мифологии, вдохновился произведениями Говарда Филлипса Лавкрафта и снял кино в духе одновременно Дэвида Линча и Андрея Тарковского. Если вы вдруг ничего не поняли или заблудились в хитросплетениях истории, то сайт Screen Rant заранее подготовил подробные разбор и объяснение сюжета и концовки. После просмотра остались вопросы? Срочно прочитайте статью.
Сразу стоит отметить, что «Маяк» - это очередной «фильм не для всех». После громкого успеха «Ведьмы» Роберт Эггерс получил шанс снять всё, что только захочет, и пригласить на главные роли настоящих звёзд - Уиллема Дефо и Роберта Паттинсона. В результате получился очень атмосферный, но параноидальный, сюрреалистичный и местами даже шизофренический хоррор, в котором реальность и галлюцинации переплелись в такой тугой узел, что стали практически единым целым.
Премьера «Маяка» состоялась на Международном Каннском кинофестивале в 2019 году, в рамках программы Director’s Fortnight. И там он получил приз от Международной федерации кинокритиков. А немного погодя кинокомпания A24 отправила фильм в ограниченный прокат и на жанровые фестивали.
Роберт Эггерс рассказывает историю двоих смотрителей маяка, отрезанных от большой земли и цивилизации. Томас Уэйк (Уиллем Дефо) - суеверный старик-скандалист, который постоянно пьянствует. Ифраим Уинслоу (Роберт Паттинсон) - новичок и помощник Уэйка, который мало что понимает в работе и вынужден полагаться на обширный опыт коллеги. Вокруг их странных и неоднозначных отношений и выстроен основной сюжет
Что показывают в «Маяке»? И что происходит на самом деле?
Большая часть фильма ужасов «Маяк» посвящена взаимоотношениям Уэйка и Уинслоу. Медленно зарождающаяся дружба довольно быстро оборачивается страхом, недоверием и обоюдной паранойей. Кажется, что Уэйк находится не в своей тарелке и чувствует себя подавленным из-за монотонной работы. А Уинслоу выясняет, что работа, которую он считал простой, гораздо сложнее. Постепенно Уинслоу понимает, что Уэйк либо уже сошёл с ума за время их смены, либо близок к помешательству. Если не был сумасшедшим изначально. Уйэк одержим маяком и делает всё, чтобы не подпускать к нему Уинслоу. И это становится одной из причин напряжённого противостояния.
А ещё во время из одной попоек выясняется, что Уинслоу вовсе не тот, за кого себя выдаёт. Пьяный герой пробалтывается, что он на самом деле Томас Ховард - бывший дровосек, который уволился после неких трагических (катастрофических для себя) событий. Что-то нехорошее произошло с реальным Ифраимом Уинслоу. И ложь персонажа может показывать зрителям, что Уэйк не такой уж сумасшедший. Или наоборот: сумасшедшие оба.
Никому нельзя верить - и в «Маяке» этот тезис возводится в абсолют. Прошлое самого Уэйка покрыто мраком и его повышенное внимание к Уинслоу/Ховарду кажется странным и нездоровым. В ночь перед прибытием корабля, который должен вернуть их домой, Уэйк спаивает Уинслоу до беспамятства - для того, чтобы он пропустил отбытие судна. Уинслоу уверен, что Уэйк пытается добиться его увольнения за профнепригодность и некомпетентность - и тогда работодатели не заплатят денег. Вдобавок Уэйк пытается запутать Уинслоу, чтобы тот потерял счёт времени и не знал точно, сколько дней прошло с прибытия на остров.
Почему в фильме постоянно пердят?
Шутки про пускание газов - довольно странная забава, но у Роберта Эггерса есть объяснение для регулярного пердежа в кадре. Дело в том, что персонаж Уиллема Дефо - Томас Уэйк - частенько портит воздух. Непроизвольно или злонамеренно? Сложный вопрос, не имеющий ответа. И это один из моментов, который выводит из себя Ифраима Уинслоу гораздо сильнее, нежели повседневная рутина вдали от цивилизации и нормальных людей. И режиссёр Роберт Эггерс находит эту сюжетную деталь крайне забавной.
Дело в том, что сам автор считает, что «Маяк» - это больше чёрная комедия, чем привычный фильм ужасов. И Эггерс уверен, что пускающий газы Уэйк помогает сделать повествование более непринуждённым, а атмосферу более лёгкой.
Фильм вульгарный, перегруженный и показушный. Во многом этого курса мы придерживались. В случае с «Ведьмой» мы старались быть очень сдержанными. Думаю, история - и пускай это меня иногда раздражает, - должна делать вид, что вся из себя такая серьёзная. Но вместе с тем мы хотели немного посмеяться над страданиями [персонажей]. Мне понравилась идея, что вы садитесь смотреть «Маяк», и думаете «Б**дь, я не думал, что пришёл на венгерский артхаус!», и потом Уиллем пердит - и вы сразу «О, это небезнадёжно!».
Что показывают в финале «Маяка» и что означает концовка?
После того, как Уинслоу узнаёт, что Уэйк старательно конспектировал все его ошибки и профессиональные недостатки, главные герои начинают драться. И в процессе схватки правда выходит наружу. Пьяное побоище оборачивается страшной истиной. Например, выясняется, что русалка, с которой Уинслоу довольно весело проводил время - на самом деле галлюцинация.
Сначала русалка превращается в Уэйка в образе морского божества - с коралловым рогом на голове и огромными щупальцами. Уэйк душит Уинслоу щупальцами, Уинслоу отбивается и душит Уэйка. Возможно, это просто белая горячка или шизофрения. Но не исключено, что на самом деле смотритель маяка - Протей, сын Посейдона и Геры, морское божество из древнегреческих мифов, которое описывал Гомер, а также упоминали Шекспир и Мильтон.
После долгих разборок, в процессе которых Уинслоу водит Уэйка на поводке из верёвки, затем пытается его похоронить живьём, а Уэйк рубит Уинслоу топором, персонаж Роберта Паттинсона всё же забирает ключи от маяка и отправляется наверх, к лампе. И здесь одновременно полно отсылок как к Александрийскому маяку - одному из Семи чудес света, - так и к творчеству Лавкрафта.
Не совсем понятно, что происходит, но смысл в том, что Ифраим Уинслоу будто бы видит в свете маяка иные миры и получает небывалое наслаждение от контакта со светом. Возможно, свет маяка действительно является порталом в другое измерение, полное странных существ. Или Уинслоу просто окончательно сходит с ума из-за мук совести и груза ошибок, совершённых в прошлом.
Затем Уинслоу приходит в себя на пляже. Бывший смотритель лежит на берегу совершенно голый и израненный. Злобные чайки, выводившие его из себя на протяжении всего фильма, клюют его. Одна из птиц копошится в животе и, похоже, пытается добраться до печени. Очередная отсылка к мифам - теперь уже про Прометея: Уинслоу тоже пытался похитить огонь, хоть и не имел такого права, и жестоко поплатился. Возможно, главный герой просто умрёт. Но не исключено, что он обречён на вечные муки. И постоянное повторение произошедшего, включая казнь.
Но это всего лишь одна из трактовок сюжета «Маяка». Новый фильм Роберта Эггерса прекрасен тем, что его историю можно интерпретировать любым образом.
Ну раз сисечки Русалки были, то надо глянуть
ОтветитьУдалитьС русалкой там неприятный сюжетный поворот, так что рано радуешься. =)
УдалитьСтырено с другого сайта и переиначено на свой лад. Толком особо ничего не пояснено.
ОтветитьУдалитьОтправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена