Фильм ужасов «Час дьявола» (он же «Час очищения», The Cleansing Hour и The Devil's Hour) - это очередная попытка взять интересную короткометражку, целиком построенную на одной смелой идее, и снять на её основе не менее интересный полный метр. Как мы знаем, типичная проблема подобных хорроров - острая нехватка изобретательности. Но режиссёр Дэмиен ЛеВек и сценарист Аарон Хорвитц постарались сделать так, чтобы на выходе всё-таки получилось действительно настоящее кино, а не растянутый до безобразия ролик. И надо признать, почти получилось.
«Час дьявола» одновременно пытается быть и постхоррором, берущим хитростью и умом, а не глупыми скримерами, и одним большим оммажем классическим ужастикам про демоническую одержимость, и сатирой, высмеивающей фейки, социальные сети и зависимость человечества от обоих явлений.
Главный герой Макс - ведущий популярного онлайн-шоу «Час очищения», в котором он проводит... обряды экзорцизма. Понятно, что на самом деле Макс никакой не священник, избравший путь борьбы со злом, а талантливый мошенник, не лишённый обаяния и артистизма. И обряды, которые он проводит в прямом эфире - срежиссированные и в деталях отрепетированные шоу, созданные исключительно для развлечения публики.
Все одержимые, которых из выпуска в выпуск спасает главный герой - обычные статисты и одноразовые актёры. А за самим «экзорцистом» стоит довольно приличный штат сотрудников, решающих насущные технические вопросы. Да и сами зрители прекрасно понимают, что раз в неделю смотрят дешёвую, пускай и эффектную показуху. Но все довольны, потому что команда «спасителей» зарабатывает деньги на просмотрах, рекламе и продаже мерчендайза, а зрители знают способ быстро и просто убить свободное время.
Очевидно, что рано или поздно на подобное цирковое представление заявится зло - натуральное, осязаемое и могущественное. И, в качестве кары за бесконечные насмешки, устроит мошенникам весёлую жизнь.
Проблема в том, что вышеперечисленное - это всего лишь первые минут пятнадцать фильма. А дальше «Час дьявола» вдруг забывает о своей злободневности, остросоциальности и новаторстве, и скатывается в типичную страшилку. Дэмиен ЛеВек и Аарон Хорвитц ступают на скользкую дорожку - путь банальщины и клише. Понятно, что в съёмочной команде полно явных (и не очень явных) разногласий, у бесстрашного и брутального экзорциста Макса хватает детских травм и комплексов, а демон становится той самой спичкой, которую случайно роняют в заранее заготовленную бочку бензина.
И примерно с середины, когда у создателей хоррора заканчиваются остатки фантазии (и сюжетная основа из короткометражки), начинаются бессмысленные метания в кадре и череда смертей, одинаково нелепых и надуманных. Могущественный демон ведёт себя как малолетний стэндапер, выдавая совершенно нелепые шутки и устраивая довольно жалкие розыгрыши. Да и основную часть интернет-аудитории ЛеВек и Хорвитц выставляют совсем уж клиническими дебилами, не способными отличить реальную жесть от постановки.
Хотя последнее можно частично объяснить тем, что существуем мы в эпоху постправды. Подделки нынче почти ничем не отличаются от оригиналов и называются «репликами», а самую достоверную информацию выворачивают наизнанку и освещают под нужным углом.
Как ни странно, частично спасает «Час дьявола», стремительно сдувшийся и скатившийся в уныние, неожиданно бодрый финал. Да, пускай концовка получилась довольно предсказуемой, но она полна чёрного юмора и иронии. А может, сарказма. По мнению авторов, все причастные получают по заслугам. И выясняется, что свидетели, безропотно наблюдающие за происходящим безобразием и его спонсирующие, виновны ничуть не меньше наглых балбесов, решивших подзаработать на вере и религии. И дальнейшие катастрофические последствия кажутся не проявлением несправедливости, а, скорее, заслуженной карой. Банальная, но неожиданно отрезвляющая мысль.
6/10
отличная рецензия.
ОтветитьУдалитьоценку можно поставить 5,5
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена