На Кинопоиске у научно-фантастического хоррора «Порталы» (Portals) висит совершенно прекрасный синопсис, состоящий из четырёх слов (актуально на дату написания обзора): «Злые прямоугольники мучают людей». На IMDb чуть более подробное описание, в котором рассказывают об антологии, смешении жанров и миллионах космических аномалий, пришедших на Землю в момент повсеместного отключения электричества. Самое забавное, что оба описания близки к правде. И ещё более забавно то, что дешёвый фильм ужасов, замаскированный под авторский НФ-альманах, сделал для современного жанрового кино больше, чем все блокбастеры в уходящем году.
Первое, чем цепляют «Порталы времени» - это невероятно серьёзный подход к теме. Нет, зачатки юмора и иронии в антологии присутствуют, как же без них. Но дело в том, что сборник камерных историй на фоне то ли полномасштабного апокалипсиса, то ли инопланетного вторжения, оказался чертовски динамичным и атмосферным. Начинается фильм с интервью: неизвестные опрашивают видных учёных о природе аномалий. Дело в том, что после экспериментов с ускорителем частиц - и, предположительно, создания микроскопической чёрной дыры в одном из исследовательских центров, - что-то пошло наперекосяк и по всей планете стали появляться порталы. Огромные такие чёрные штуковины, заманивающие некоторых людей внутрь и категорически отторгающие других.
Стандартный голливудский кинематограф снял бы на эту тему классическое семейное кино о спасении одних родственников другими, падении авиалайнеров, массовой панике и взрывах, взрывах, взрывах. Но у банды независимых режиссёров хорроров не было заоблачных бюджетов, поэтому они пошли по противоположному пути - и выпустили несколько условно связанных друг с другом сегментов.
Например, Лайам О’Доннелл, приложивший руку к трэшовой дилогии «Скайлайн» (Skyline), снял самый продолжительный и сюжетно насыщенный эпизод The Other Side, дающий жару в плане жести и в итоге частично раскрывающий мотивацию чуждой неведомой силы. И намекнул на многомерность существ, выглядящих как чёрные монолиты и совершенно иначе воспринимающих нашу примитивную трёхмерную реальность. Эдуардо Санчес, автор культового мокьюментари-хоррора «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (The Blair Witch Project), показал панику внутри колл-центра, кое-как функционирующего в разгар массовой паники и вторжения. Sarah от друга Гаррета Эванса и дикого индонезийца Тимо Тьяджанто - это одновременно и зомби-хоррор, и рейдоподобный экшен про двух женщин, пытающихся сбежать от злобного портала. Причём снят эпизод по большей части «одним проходом», полон динамики, а на закуску неожиданно задаётся вопросами на тему реальности и её адекватного восприятия.
Очевидно, что часть зрителей неизбежно воспримет «Порталы» в штыки. Во-первых, местами не обошлось без банальщины и перебора с детства знакомых тем и сюжетов. Понятно, что все мы росли на плюс-минус одинаковых фантастике и хорроре. Так что фанаты двух жанров наверняка легко предугадают финалы историй. Во-вторых, качество сегментов всё же заметно разнится: если отдельные воспринимаются как более масштабные, то другие кажутся... Нет, не совсем уж любительскими, но менее профессиональными и «киношными». Ну и в-третьих, из-за общей малобюджетности фильм никогда не доберётся до широкой аудитории - авторы, приложившие руки к трилогии «З/Л/О» (V/H/S), едва ли могут предложить публике развлечений и зрелищ.
Но если всё сложится удачно и «Порталы» сумеют окупиться или даже принесут прибыль, то мы, возможно, получим масштабную апокалиптическую трилогию, состоящую из одновременно пугающих и интригующих антологий. В первом фильме хватает намёков на дальнейшее продолжение, а зарождающуюся киновселенную можно развивать в любом направлении. И если вы по-прежнему болеете душой за жанровое кино и готовы простить энтузиастам бедный визуал, не проходите мимо.
8/10
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена