Пришла пора расставить все точки над «Ё» и объяснить вам, друзья, насколько хорошим или плохим оказался «Шазам!» (Shazam!). Но любая рецензия на фильм по мотивам книжек с картинками должна начинаться со штампов. Например, с воспоминаний о происхождении героя - его бывшем псевдониме Капитан Марвел, пурге о силе шести (Или семи? Да плевать) богов, расшифровки имени-аббревиатуры... Но давайте оставим всю эту воду для статьи в Википедии. А сейчас серьёзно поговорим о том, как у киновселенной DC наконец-то появилось собственное лицо.
Высоколобые и розововолосые западные кинокритики давно хвалят «Шазам!» на разные лады. Несмотря на то, что расовые и гендерные вопросы в фильме почти не поднимают, проходясь по темам вскользь и крайне деликатно, а жанр картонной супергероики безжалостно выстёбывают и треплют на разные лады. Как творение Дэвида Ф. Сандберга, прирождённого мастера хоррора, обходится со штампами и клише? Разумеется, высмеивает. Не совсем в духе старины Дэдпула - без мата, шуток про страстную однополую любовь и пенисы, подрыва четвёртой стены, - но в целом похоже.
В киношной реальности все прекрасно знают про Бэтмена, Супермена и Аквамена (над беднягами насмехаются чуть ли не половину хронометража), а появление нового супергероя воспринимают как визит столичной селебрити в какой-нибудь колхоз. Понятно, что для простого подростка Билли, неожиданно получившего способность перевоплощаться в могучего взрослого мужика, испытание славой оказывается довольно тяжёлой штукой. Но главным врагом и вовсе становится унаследованный инфантилизм, мешающий не только радоваться жизни, но и ценить самое важное в ней.
В отличие от большинства мужиков и девиц в трико, спасающих мир по зову внезапно образовавшегося долга, Шазам - клинический раздолбай. Ему гораздо интереснее изучать собственные способности, искать предел возможностей магии, пробовать пиво и зарабатывать деньги раздачей автографов, чем пытаться изменить мир к лучшему. И уже поэтому лента Сандберга выигрышно смотрится на фоне однотипных коллег: Шазам в результате спасает мир не потому, что должен и так принято испокон веков, а потому, что понимает - иначе никак. И главное, что присутствует хотя бы номинальная эволюция характера персонажа: из одержимого эгоиста он превращается в хорошего парня. Но только потому, что он сам хочет быть хорошим парнем.
Ещё примечательно, что в семейном фильме иногда проглядывают корни Дэвида Ф. Сандберга, собаку съевшего на короткометражных хоррорах и поставившего два полнометражных фильма ужасов - «Проклятие Аннабель: Зарождение зла» (Annabelle: Creation) и «И гаснет свет...» (Lights Out). Пускай кровь и сочное мясцо с детским рейтингом PG-13 показывать нельзя, но его Семь грехов выглядят как натуральные уродливые демоны из глубин анального ада, а в кадре человеку откусывают голову. Неплохо для комедии про супергероя, правда?
Не обошлось, конечно, и без ложки дёгтя. Первые 15-20 минут «Шазама!» - это очень скучное детское кино. Как раз до момента появления великолепного Закари Ливая, отыгрывающего роль великовозрастного идиота с невероятной экспрессией (шутка про стрельбу в башку - это, кстати, вынос мозга, почти в буквальном смысле). А последние двадцать минут - это не только «драка пикселей», но и о-о-очень сахарная семейная мелодрама, от которой может перекосить.
В остальном же у фильма полный порядок. Да, фанаты прежней - мрачной и полной аллегорий - киновселенной DC будут кровавыми слезами оплакивать наследие Зака Снайдера и винить во всём дурное влияние Marvel. Но, как по мне, мы получили просто очень хорошее рождественское кино, по странному стечению обстоятельств вышедшее в начале апреля. А ещё «Шазам!» - образцовый кинокомикс, который не только осознаёт свою идиотскую природу, но и грамотно превращает этот недостаток в достоинство.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена