Вот вы сидите и никого не трогаете, но стриминговый гигант Netflix вдруг объявляет, что фильм ужасов «Бархатная бензопила» (Velvet Buzzsaw) выйдет в самом ближайшем времени. От режиссёра Дэна Гилроя, номинированного на Оскар за сценарий драмы «Стрингер». Да ещё со звёздным актёрским составом. Как можно пройти мимо?
В этот раз нам крупно повезло - перед нами не какая-нибудь разрекламированная лажа вроде «Птичьего короба» (Bird Box), годная только для создания мемасиков, а полноценное кино. Хорошо снятое, продуманное, здорово написанное и сыгранное. Короче, такое, что его правда можно показывать на большом экране. И при этом опирающееся на страшный жанр, пускай и необычно его трактующее.
Если честно, то я ожидал, что создатель «Бархатной бензопилы» пойдёт по проторенной дорожке и снимет либо вариацию на тему хоррора Layers of Fear, либо романа Стивена Кинга «Дьюма-Ки» (Duma Key). Но вместо того, чтобы воровать банальные темы - хотя без безумного художника и зла, поселившегося в пугающих картинах, тоже не обошлось, - Гилрой с разбега погрузился в пучину сатиры. Кровавой, атмосферной и жуткой, но сатиры.
Netflix, похоже, никак не вмешивался в творческий процесс, поэтому режиссёр и сценарист (он же один из продюсеров и монтажёр) занимается чем хочет. Например, громко, но с иронией критикует мир современного искусства, которое давно превратилось в мусор, но ходовой товар. Экранное пространство «Бархатной бензопилы» населяют идиоты и неудачники всех мастей. Владельцы галерей, которые заинтересованы исключительно во впаривании любого барахла миллионерам и миллиардерам, но которые не способны отличить мешки с мусором от инсталляции. Пафосные критики, энергично нахваливающие всё, что вызывает хотя бы минимальный интерес, и громящие всё остальное - привычное и давно постылое. Досталось даже музеям, которые вынуждены выставлять всякую модную херню, принадлежащую богатеям, чтобы в них в принципе ходили.
И куда же без насмешек над творцами. Нет, даже Творцами - именно так, с большой буквы. Бедные творческие личности настолько задавлены системой, заточенной на раскрутку бездарей, что вынуждены выливать вёдра краски на холст, чтобы их заметили, и штамповать подделки своих работы, чтобы не опередили вездесущие китайцы. Где же взять время и вдохновение на создание шедевров?
В общем, в фильме прослеживается практически паланиковское (или пелевинское?): деньги давно превратились в культ, и нужны вовсе не для того, чтобы тратить их ради удовольствия, а для того, чтобы просто их зарабатывать. Зарабатывать и зарабатывать. Копить для количества, чтобы лишний раз подчеркнуть собственный высокий статус. И убедиться в собственной важности. Не просто же так одна из главных героев - Родора Хэйз - живёт в гордом одиночестве (ну ладно, с маленькой лысой кошечкой-сфинксом) в огромном, с виду стерильном доме, и не понимает, куда ей тратить заработанные миллионы.
Правда, я пойму тех зрителей, кому «Бархатная бензопила» совершенно не понравится. По меркам настоящего хоррора в кадре действительно маловато ужасов, а кровища хоть и заливает иногда округу, но не является самоцелью. Наверное, будет правильным сказать, что Дэн Гилрой использует жанровые условности для того, чтобы поговорить о том, что по-настоящему наболело. Но не вижу в этом проблемы: фильмы ужасов разные нужны, фильмы ужасов разные важны.
P.S.: Что значит термин «Бархатная бензопила»? Всё просто - это один из вариантов куннилингуса.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена