Если вы уверены в том, что HBO начал заигрывать с Голливудом только с выходом сериалов «Игра престолов» (Game of Thrones) или «Клан Сопрано» (The Sopranos), то вынужден разочаровать. На протяжении многих десятилетий кабельный канал вкладывал деньги в производство оригинального контента и даже снял несколько жемчужин жанрового кинематографа. Мало кто вспомнит, что «Бегущий человек» (The Running Man) по мотивам романа Стивена Кинга в своё время был спродюсирован компанией Home Box Office, но ещё меньше людей знает об альтернативно-исторической антиутопии «Фатерлянд» (Fatherland) с Рутгером Хауэром и Мирандой Ричардсон. Но сегодня я предлагаю вам вспомнить о более редком звере - фэнтезийном детективе «Бросив смертельный взгляд» (Cast a Deadly Spell), также известном в наших краях как «Цена заклятия смерти». Перед нами воистину гибрид всего на свете, с которым должен ознакомиться каждый гик.
На самом деле про фильм я и сам узнал совершенно случайно. Несколько месяцев назад я всерьёз подсел на книжный цикл Джима Батчера «Досье Дрездена» (Dresden Files), все пятнадцать романов которого прочёл буквально за пару недель. Разумеется, потом у меня началась страшная ломка - пришлось срочно искать замену полюбившейся серии бульварного городского фэнтези про настоящего чародея Гарри Дрездена, промышляющего в современном Чикаго. И, листая очередное интервью с автором, я внезапно узнал, что при написании он вдохновлялся в том числе и Cast a Deadly Spell.
Вот только основную идею Батчер развернул на 180 градусов.
На дворе 1948 год. Человечество заново открыло для себя магию и каждый, у кого есть хотя бы пара монет, может приобрести полезное заклинание, наслать на врага проклятие или, при наличии выдающихся способностей к волшебству, сколотить бизнес. По улицам Лос-Анджелеса бродят как обычные люди, так и ведьмы, зомби и различные экзотические твари. Вот только обычных людей с каждым разом становится всё меньше, потому что сложно устоять перед соблазном воспользоваться каким-нибудь чудодейственным рецептом. Один из скептиков - частный детектив Филипп Лавкрафт, который старается избегать любой магии по мере возможности. Вот только жизнь его окончательно переворачивается с ног на голову и стремительно катится к концу, когда он соглашается за солидный куш разыскать Некрономикон для эксцентричного миллионера.
Как видите, у сценариста Джозефа Дохерти с фантазией всё в порядке. По мановению волшебной палочки под названием «постмодернизм», известный писатель-затворник переквалифицировался в лихого сыщика, магия буквально затопила солнечные улочки Голливуда, а древние божества Говарда Филлипса стали повседневной реальностью и готовы в любой момент вырваться из своих невообразимых измерений. Но гораздо важнее, что перед нами, пожалуй, лучший (и редчайший) образчик нуарного детектива, который очень удачно скрестили с городским фэнтези и хоррором. Даже в литературе подобные произведения редки (если говорить о качественных), а тут такой телевизионный гигант как HBO потратил $6 миллионов на совершенно нестандартный эксклюзивный контент.
Ещё несколько любопытных фактов. Режиссёром «Бросив смертельный взгляд» выступил Мартин Кэмпбелл - тот самый человек, который дважды (!) успешно перезапустил бесконечный франчайз про агента 007. В частности он снял «Золотой глаз» (GoldenEye) и «Казино Рояль» (Casino Royale), представившие публике совершенно новых Джеймсов Бондов. А главные роли исполнили настоящие звёзды - Фред Уорд, полюбившийся мне по «Дрожи земли» (Tremors), Джулианна Мур и Клэнси Браун. Сейчас нет ничего особенного в том, что известные актёры снимаются на телевидении, но в первой половине 90-х подобное было редкостью.
Не обошлось, конечно, и без недостатков - куда же без них, родимых. Полтора часа хронометража и скромного бюджета не хватило, чтобы подробно рассказать о мире и описать его историю в деталях. Во время просмотра вам придётся смириться с очевидным и додумать большую часть самостоятельно. Для зрителя, выросшего на ориджинах, приквелах и ремейках, задача может показаться невыполнимой. Но я верю, что у настоящего поклонника кинематографа получится расшевелить фантазию. Ещё, как и полагается нуарному детективу, у «Бросив смертельный взгляд» в основе довольно простая и прямолинейная история, битком набитая клише и штампами: злодеи взаправду окажутся злодеями, роковые женщины - роковыми женщинами, а вся сюжетная беготня нужна исключительно для того, чтобы подчеркнуть крутость главного героя. Но в этом, может, и нет ничего удивительного или плохого - условности жанра.
Ну и ещё приготовьтесь к тому, что картинка морально устарела, а практические эффекты не блещут на фоне современных.
Но пропускать «Бросив смертельный взгляд» нельзя ни в коем случае. Перед нами жанровая мешанина из детектива и взрослой сказки, которая действительно работает и не рассыпается на составные части. К тому же без этого фильма мы, возможно, никогда не получили бы «Досье Дрездена» в том виде, в котором цикл существует ныне. А многие смелые фантастические эксперименты стриминговых платформ так и остались бы на бумаге.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена