Для многих людей анонс религиозно-исторического фильма ужасов «Апостол» (Apostle) стал неожиданностью. Британский режиссёр, сценарист и монтажёр Гарет Эванс решительно отказался от концепции дилогии жестоких индонезийских боевиков «Рейд» (The Raid), вернулся на историческую родину и снял кино, которое очень трудно упаковать в привычные жанровые определения. Правда, мало кто помнит, что приложил Эванс руку и к хоррорам: в 2013 году вместе с Тимо Тьяджанто он снял сегмент альманаха «З/Л/О 2» (V/H/S/2) с говорящим названием Safe Haven, в котором журналисты (или блогеры?) отправились в обитель религиозного культа, чтобы побеседовать с её лидером о жизни и смерти, а оказались прямиком в аду. Вот и новая работа автора исследует похожие темы, но при этом обращается к валлийской мифологии и древним сказкам туманного Альбиона.
Забегая вперёд скажу, что перед нами один из лучших эксклюзивных проектов Netflix - как минимум этого года.
Несмотря на внушительный хронометраж (фильм идёт почти два часа десять минут), «Апостол» язык не повернётся назвать затянутым или скучным. Эванс прекрасно понимает, что даже в мрачном триллере должна быть динамика, а потому подаёт предысторию и сюжетную завязку в виде коротеньких флэшбеков в самом начале, а затем швыряет главного героя Томаса Ричардсона в настоящий водоворот жести. Банальная история о спасении родной сестры из лап похитивших её культистов, угнездившихся на полузабытом острове, стартует как лихорадочный, даже полубредовый детектив о сломленном человеке, а затем с наскока мутирует в натуральный хтонический ужас. В последнем можно углядеть как отсылки к творчеству Говарда Филлипса Лавкрафта, так и к традиционным верованиям тех же кельтов. Причём от степени вашего знакомства с вышеперечисленным и зависит количество удовольствия, которое получите во время просмотра.
Для современного кино ситуация парадоксальная: чем вдумчивее смотришь «Апостола», тем больше интересного обнаруживается в каждом кадре и в магистральной сюжетной линии. А концовка и вовсе допускает сразу ворох трактовок - одна другой любопытнее и страшнее.
Впрочем, если вам лень заниматься исследованием лора, то картина всё равно найдёт чем удивить. Например, Гарет Эванс на полную катушку использует рейтинг R и отрабатывает обязательную программу, без всякого стеснения демонстрируя кровищу, мясо, зверские пытки и совершенно чудовищную жестокость основателей культа. Хватает и забористого экшена: до «Рейдов», конечно, далеко, но есть здесь и несколько эффектных рукопашных побоищ, снятых в знакомом «пулемётном» стиле, с прыжками и разворотами самого оператора. Боевика, разумеется, ждать не нужно, но главный герой вполне способен постоять за себя в сложной ситуации.
Нельзя не упомянуть и Дэна Стивенса, который уверенно удерживает внимание на себе на протяжении почти всех двух часов. Томас в его исполнении - это полубезумный наркоман, давно потерявший веру во всё на свете, но готовый рвать на части за последнюю родную душу. Синие глаза пылают безумием, а от нездоровой ухмылки становится по-настоящему не по себе. У Майкла Шина на демонстрацию актёрского мастерства времени сильно меньше, но и он умудряется оживить чокнутого пророка-тирана Малкольма и добавить образу несколько ярких деталей.
Очевидно, что многим «Апостол» не понравится - хотя бы своей нарочитой серьёзностью и бескомпромиссной жестокостью. Непохожестью. От фильмов ужасов нынче принято ждать исключительно охапки скримеров, обнажёнки и немотивированной агрессии, но никак не попыток чуть глубже проработать персонажей, поместить их в необычные условия и декорации и нагнать сумрачной атмосферы. Зато Гарет Эванс рискнул пойти на эксперимент и снял, пожалуй, один из самых необычных и любопытных хорроров года. Netflix постепенно становится прибежищем для проектов, которые почти невозможно продать обыкновенным посетителям киноплексов, и это здорово!
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена