Когда Святослав Подгаевский взялся за новый фильм ужасов «Русалка. Озеро мёртвых», я не ждал ничего хорошего. Свежи были воспоминания о его скучном и безыдейном хорроре «Невеста», так что надеяться на нечто более пристойное и внятное было бы чересчур оптимистично. Но то, что в итоге вышло (и провалилось) в прокате, иначе как большим шагом назад назвать невозможно.
Если проследить творческий путь режиссёра и сценариста, претендующего на роль жанрового светоча на территории России и СНГ, то становится понятно, что он на протяжении многих лет топчется на месте. «Владение 18» - набор бредовых сцен и просто сущий кошмар (в плохом смысле), «Пиковая дама: Черный обряд» - примитивная и одноразовая, но довольно атмосферная страшилка. А вот «Невеста» - нелепая попытка снять романтический ужастик в декорациях русской готики.
Свежевышедшая «Русалка», на которую я так и не удосужился выбраться в кинотеатр, в очередной раз демонстрирует полное отсутствие у Подгаевского собственных идей. Да и, пожалуй, полное непонимание того, как страшный жанр в принципе работает. Нормальные люди выстравиают хорроры вокруг сюжета и персонажей - и первый, и вторые могу быть сколько угодно дежурными, стандартными и плоскими, но они обязаны присутствовать в фильме. Иначе зрителю будет совершенно плевать и на монстров, и на кровавые смерти - переживать-то не за кого.
Кадр из фильма «Русалка. Озеро мёртвых» - Максимум на что сейчас способен русский хоррор |
Всё, на что хватает мастерства Подгаевского - это строго на копирование фишек и даже целых сцен из мистических фильмов ужасов Джеймса Вана. «Астрал» (Insidious), «Мёртвая тишина» (Dead Silence), «Заклятие» (The Conjuring) - заметить подозрительные совпадения и сложить два и два в уме не сложно, хватило бы желания разбираться в источниках вдохновения. Вот только если Ван, копируя наработки мастеров жанра и перерабатывая их на злобу дня, пытается выстроить интересную историю и свести сюжетные концы с концами, то Подгаевский накидывает потенциально страшные сцены в хаотичном порядке, перемешивает их со скримерами и предлагает зрителю потреблять получившееся в сыром виде.
Персонажи «Русалки» получились не просто деревянными или безликими - у них за плечами нет ничего, только абсолютная пустота. Они не похожи на живых людей, потому что ни у кого из них нет собственных мыслей. Авторы фильма не удосужились даже придумать им мало-мальски внятный бэкграунд. Окей, мы понимаем, что перед нами лучший друг и напарник главного героя. Но что их связывает? Почему они друзья? Как долго? Прописать их общее прошлое можно парой-тройкой случайных фраз, но создатели хоррора не сделали даже этого. Подразумевается, что героиня Виктории Агалаковой (как и в «Невесте» она ходит с удивлённым видом по старому дому и пытается играть, но получается столь же плохо, как и в предыдущей картине) страсть как любит своего жениха, за которого готова сражаться даже с дикой образиной-утопленницей. Но опять же, нам ничего толком неизвестно об отношениях персонажей, а то, что мельком показывают в самом начале, никак не тянет на пламенную историю Ромео и Джульетты.
И в этом центральная проблема всего фильма. К копированию наработок коллег можно относиться по разному, в конце концов весь жанр хоррора стоит на универсальных приёмах и заимствовании чужих удачных идей. Но Святослав Подгаевский всерьёз рассуждает о русских ужасах как о чём-то уникальном и выросшем из фольклора, но при этом забивает на малейшие попытки придумать что-нибудь оригинальное. Да и на создание сюжета не тратит времени. «Русалка. Озеро мёртвых» от начала и до конца остаётся сборником клише, скримеров и потенциально напряжённых сцен, которые почти никак не связаны друг с другом. Если их перемешать и расставить в другом порядке, ничего не изменится.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена