В начале прошлого месяца, 5 июня 2018 года, французы из студии DONTNOD выпустили свою новую игру - ролевой боевик Vampyr. Известный хирург и врач Джонатан Рид возвращается с полей Первой мировой войны в родной Лондон, внезапно становится жертвой неизвестного кровососа, погибает и впоследствии превращается в могущественного вампира. И узнаёт, что дома свирепствует не только испанка, выкашивающая целые кварталы, но и болезнь гораздо хуже и опаснее.
Звучит интригующе, правда? Кроме того, мы знаем, что в DONTNOD работают, пожалуй, главные специалисты по рассказыванию интересных историй. При всех недостатках игровой механики даже дебютная Remember Me могла похвастаться интересной вселенной ожившего киберпанка, а камерное приключение Life is Strange о трудностях жизни современных подростков и вовсе стало хитом. По итогу могу сказать, что в Vampyr разработчики постарались совместить оба подхода: придумали интересный мир, наполнили его живыми персонажами с проработанными характерами и биографиями, постарались реализовать настоящую нелинейность, а сверху добавили интересные (в теории) боевую и ролевую системы, завязанные на вампирической природе и врачебных навыках главного героя. В теории, потому что новый проект с разбегу наступает примерно на те же грабли, что и первая игра.
После насыщенного событиями пролога и огромного количества катсцен нам поручают первое сюжетное задание и отпускают на все четыре стороны его выполнять. Казалось бы, вот она свобода! Иди куда хочешь, общайся с персонажами, узнавай новую информацию и прокачивайся во имя Луны!
Обзор игры Vampyr - Скриншот №1 |
Но очень быстро выясняется, что Лондон в представлении сотрудников французской студии, пускай заражённый, ночной и опустевший - это небольшой и очень грязный городок, состоящий из практически одинаковых площадей, улочек и закоулков, нарисованных всеми оттенками серого и коричневого. Бродят по нему, а точнее - нарезают круги, - единицы персонажей, с большинством из которых не о чем толком и поговорить. Более того, очевидные и самые короткие пути и проходы заблокированы (типа из-за карантина, который не очень-то помогает бороться с эпидемией), поэтому вы обречены до многих пунктов назначения добираться либо в обход, либо ждать, когда по основному сюжету откроют нужную калитку.
Как и обещали разработчики, основа Vampyr - это приключенческая игра. Поэтому за выполнение различных побочных заданий, беседы с персонажами и опциональные расследования выдают максимум опыта. В то время как за сражения поощряют сущими копейками, которые не позволят прокачаться без долгого и унылого гринда. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш доктор Рид обучился новым боевым трюкам и стал выше, круче, сильнее всех, кто смеет на него нападать, придётся потратить много часов на разговоры с болванчиками, решение их насущных проблем и их же лечение. Чем чаще и дольше вы общаетесь со всеми встречными, тем больше узнаёте об их связях друг с другом, выясняете подробности происходящего в Лондоне и получаете полезные подсказки. Болтать необходимо не только для того, чтобы разблокировать новые фразы в диалогах и получить подсказки для новых расследований, но и для того, чтобы лучше узнавать потенциальных жертв и увеличивать ценность их крови (в случае их убийства вы получите больше опыта).
Разумеется, Джонатану приходится периодически наведываться в лаборатории в убежищах, чтобы сварить не только полезные эликсиры для себя любимого, но и лекарства для страждущих. А затем исполнять роль участкового врача и оказывать всем необходимую медицинскую помощь.
О местных жителях необходимо заботиться хотя бы потому, что больные люди резко теряют в качестве крови. Выше я писал, что это прямо влияет на количество получаемого опыта после убийства. Впрочем, даже если вы отыгрываете вампира-добряка и не убиваете простых беззащитных людей, сидите на диете из крыс и обходитесь базовыми способностями, то лечить простых смертных всё равно необходимо. Самочувствие людей прямо влияет на состояние района: чем здоровее местные, тем меньше на улицах диких кровососов-скалей, монстров и охотников на вампиров, а ситуация в целом стабильнее. Чем состояние района хуже, тем опаснее и сложнее в нём находиться и по нему передвигаться, и тем выше вероятность получить плохую концовку.
Обзор игры Vampyr - Скриншот №2 |
Кстати, если вы и впрямь отыгрываете добряка-доктора, то уровень сложности прохождения автоматически возрастает в разы. Не убиваете местных? Хорошо, это полезно для района и общего состояния города. Но тогда вам не хватает опыта для прокачки самых крутых и убойных способностей. Следовательно, сражения с охотниками и монстрами-дикарями становятся сложнее и дольше. А забеги на длинные дистанции в попытках выполнить очередной почтовый квест по-настоящему выматывают необходимостью застревать в многочисленных стычках с врагами. С другой стороны, если не убивать вдоль и поперёк изученных персонажей, то обязательно придётся постоянно зависать в диалогах и фармить опыт в побочных квестах, иначе прокачаться не выйдет.
Ах да, ещё в каждом районе есть «столп» - герой, на котором всё держится. Если узнать все его тайны, то можно заработать кучу опыта после убийства. Вот только ситуация в районе уже на следующую ночь ухудшится в разы, так что подобное быстрое обогащение чревато серьёзными проблемами в будущем (и в финале).
Правда, если вы отыгрываете злобного и могущественного монстра, то прохождение Vampyr во многом упрощается, а сражения с боссами превращаются в избиение младенцев. Но и здесь подстерегает очевидная проблема: чем больше смертей в районе, тем больше в нём врагов. Поэтому даже короткая стометровая пробежка превращается в череду скучных и рутинных битв. А всё потому, что боевая механика у DONTNOD получилась очень кривой и вялой.
Французы попытались скопировать Bloodborne, но получилось ожидаемо плохо. Примерно той же болезнью страдала Remember Me: несмотря на весь креатив с коллекционированием боевых приёмов и составлением цепочек комбо, сражения с толпами одинаковых врагов мгновенно превращались в тяжёлую и нудную работу. В Vampyr все схватки проистекают по одному шаблону: зафиксировал прицел на противнике, жахнул его суперспособностью, немножко поколотил, оглушил, попил крови, добил. Повторять до бесконечности, иногда чередуя действия. Пить кровь в бою необходимо, чтобы пополнить её общий запас в организме - это заменитель маны, которую, по традиции, нужно расходовать на местный аналог «магии» и самолечение. Можно было бы обойтись и без «колдовства», но обычно приходится иметь дело с целыми отрядами, поэтому постоянно уворачиваться от ударов врагов не получится и без спецприёмов не обойтись.
Обзор игры Vampyr - Скриншот №3 |
Как бы вы ни прокачивались, суть сражений всегда остаётся прежней. Да и камера порой вытворяет странное, переключаться между противниками чертовски неудобно, а эти сволочи обожают зажимать в угол. Неудивительно, что бои очень быстро превращаются из зрелищных и адреналиновых поединков в натуральную изматывающую рутину. Но самое ужасное в том, что местная боёвка нужна исключительно для того, чтобы максимально растянуть игру. Допустим, ты хочешь бежать по основному сюжету - он неплохо интригует, знакомит с интересными персонажами, а ближе к финалу вываливает несколько занятных сюжетных твистов, которые с нетерпением ждёшь. Но каждый раз тебя заставляют тратить время на перебранки и замесы с тупыми болванчиками - вместо того, чтобы рассказывать захватывающую историю, будто перекочевавшую из бульварного романа начала прошлого века.
Но сильнее всего раздражает автолевелинг врагов. Стоит вам добраться до новой локации, как мигом выясняется, что там вас ждут упыри и бойцы на пять-семь уровней круче и сильнее. А когда авторам напрочь отказывает чувство меры, они перематывают время по сюжету и тогда прокачиваются абсолютно все противники. Более того, стоит вам переделать все дела, накопить вагон и маленькую тележку опыта и вздремнуть в кроватке, чтобы «перемотать» день и прокачаться, как уровень всех злыдней тоже вырастает и по итогу заметно превосходит ваш.
В итоге боевая система Vampyr превращается в бесконечные и бессмысленные догонялки, когда вы всегда в заведомо проигрышном положении. Да, на верстаках можно прокачивать основное и дополнительное оружие, но, во-первых, самые лучшие образцы нужно ещё исхитриться раздобыть, во-вторых, собрать необходимые детали для крафта, а в-третьих, количество улучшений жёстко ограничено и рано или поздно враги станут достаточно сильными, чтобы оружие утратило реальную убойность. И тогда игра снова скатывается в череду боёв в стиле «ущипнул-отпрыгнул-поколдовал-повторил». Ближе к концу и вовсе начинается страшное: авторы спускают на вас орды охотников на вампиров, даже если вы вели себя как настоящий джентльмен - копались в помойках и жрали исключительно крыс.
Обзор игры Vampyr - Скриншот №4 |
Опять же, если отыгрывать плохиша и пить кровь из всех подряд, в битвах вам не будет равных. Но самих битв станет гора-а-аздо больше. Имеем патовую ситуацию, когда напрасных затрат времени всё равно не избежать, а низкую сложность сражений легко компенсируют их количеством.
Как и во всех играх с условно открытым миром, пускай и очень небольшим, в Vampyr хватает пустопорожней беготни из одного конца города в другой. Стоит взяться за какой-нибудь необязательный квест, как довольный персонаж отправит вас за какой-нибудь сомнительной хреновиной
И в этом вся Vampyr. Иногда игра демонстрирует по-настоящему высокое качество отдельных элементов, радует множеством мелких и неочевидных деталей, отлично развлекает игрока хорошим криптоисторическим сюжетом. Но в то же самое время раздражает множеством недоработок как технического, так и геймплейного характера - довольно паршивая оптимизация (на персональных компьютерах она демонстрирует среднюю производительность, а на консолях до патчей и вовсе тормозила, зависала и вылетала!) соседствует с тысячами багов разной степени критичности, а неудобная и скучная боёвка и бесконечный бэктрекинг частенько выводят из себя. Если бы DONTNOD не замахнулась в этот раз на полноценный ролевой экшен с вариативностью, а выпустила бы классическое линейное приключение или симулятор ходьбы, то и вопросов бы никаких не было. Но в текущем виде Vampyr выглядит как заготовка для потенциального хита, которую выкинули в продажу до завершения полного цикла разработки. Она, конечно, всё равно затягивает и вынуждает возвращаться к прохождению. Но как минимум год полировки тут точно не помешал бы.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена