«Аннигиляция» (Annihilation) Алекса Гарленда и «Прибытие» (Arrival) Дени Вильнёва очень похожи. Оба фантастических фильма - экранизации неформатных произведений, которые, казалось бы, вообще невозможно адекватно перенести на большие экраны. Они неспешные. Очень метафоричные. Нестандартно подходят к проблеме контакта с инопланетными цивилизациями и пытаются изобразить иные формы жизни так, чтобы они действительно отличались от банальных и глупых серых человечков. И заканчиваются обе картины если и не многоточием, то запятой.
Вышеперечисленное позволяет занести обе ленты в список того самого культового кино, которое по определению не может снискать популярности у широкой аудитории, но гарантированно найдёт своего зрителя и останется актуальным даже спустя многие годы.
Но если Дени Вильнёв снимал в первую очередь монументальную драму, то Алекс Гарленд (в свойственной ему авторской манере) попытался объединить в своём третьем полном метре очень много всего. «Аннигиляция» - это и драма, и триллер, и хоррор. Но ни жанровая мешанина, ни нарочито скомканная сюжетная линия, события которой происходят и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, совершенно не мешают просмотру. Наоборот, зрителю показывают историю с разных ракурсов, чтобы в финале он смог сложить кусочки в общую мозаику. Пожалуй, было бы ошибкой пытаться снять на основе трилогии Джеффа Вандермеера «Зона Икс» / «Южный предел» обычный - и линейный - приключенческий боевик про злых пришельцев.
Обзор фильма «Аннигиляция» - Кадр №1 |
Что касается первоисточника, то сценарист и режиссёр в одном лице настолько сильно отошёл от него, насколько это вообще возможно. Если Вандермеер на протяжении всех трёх романов водил читателя за нос и частенько лишь намекал на истинное положение дел, то Гарленд часть информации подаёт в лоб, часть заставляет выуживать из метафор и визуальных образов, а всё лишнее старательно отсекает. Да, в фильме есть загадочная Зона Икс, которая постепенно разрастается словно раковая опухоль и заражает местность аномалиями. В неё отправляется исследовательская группа, состоящая из женщин-специалистов. Маяк снова манит к себе каждого, кто окажется в пределах Зоны. А главная героиня - биолог - отправляется в экспедицию только ради того, чтобы понять, что произошло с её мужем на самом деле. Но на этом, пожалуй, всё сходство заканчивается. Всё остальное - плод фантазии кинематографистов. И нельзя сказать, что их отсебятина проигрывает писательскому замыслу. Скорее, книги и экранизацию стоит воспринимать вообще как абсолютно разные произведения. Ну или как две альтернативные (и равноправные) версии.
Больше всего я боялся, что Алекс Гарленд потеряет чувство меры и свалится в типичную тарковщину, когда визуал мало что может поведать о сюжете, действие заторможено, а каждый кадр должен разбирать профессиональный критик, чтобы докопаться до сути и считать все нюансы. Но нет, «Аннигиляция» на самом деле не ставит перед собой задачу усложнить очевидное до предела и скрыть суть от внимательного зрителя. Наоборот, история в основе довольно проста, пускай и подаётся в обрывочной манере. И в отличие от многих, режиссёр даже не пытался превратить картину в вольный пересказ Библии для самых маленьких, поэтому количество религиозных аллюзий невелико.
Обзор фильма «Аннигиляция» - Кадр №2 |
Вольная адаптация трилогии Вандермеера несёт в себе как раз то, что должна, и чего от неё ждали все поклонники первоисточника. Она нетороплива ровно в той степени, чтобы вы смогли насладиться запредельным и нездешним великолепием Зоны Икс и прочувствовали всю атмосферу без остатка. Она пугает только в те моменты, когда вам необходима встряска - чтобы лишний раз продемонстрировать недружелюбность Зоны по отношению к человеку и её непостижимость. Невозможность понять суть явления на всех уровнях привычных нам науки и техники.
Напоследок не могу не вспомнить слова продюсера Дэвида Эллисона о том, что «Аннигиляция» совершенно не подходит для посетителей современных кинотеатров. Действительно, перед нами взрослая и во всех смыслах жестокая фантастика, которая заставляет думать и ещё очень долго не отпускает после просмотра. Поклонник максимально простых кинокомиксов действительно будет разочарован, обескуражен и полностью раздавлен непростой смысловой нагрузкой. Но если вы ещё способны воспринимать хорошее кино, то знайте: в новой работе Алекса Гарленда нет ни одной лишней сцены или ненужного диалога. Каждый кадр вылизан до блеска. И ещё в ней присутствует то самое и почти забытое ощущение прикосновения к некой великой тайне.
Одним словом, шедевр.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена