Поговаривают, что Данкан Джонс (к слову, сын великого Дэвида Боуи) работал над фантастической киберпанк-драмой «Немой» (Mute) на протяжении долгих 12 лет. Сначала он собирался показать нам жестокие гангстерские разборки в современном неоновом мегаполисе. Но впоследствии идея трансформировалась, а события перенеслись в не столь уж отдалённое будущее. Впрочем, профессиональные критики походя разругали и утопили картину, наградив её званием чуть ли не худшего современного кино. Наверняка потому, что деньги на создание выделил стриминговый сервис Netflix. Однако я не рекомендую вам обращать внимание на ядовитые слова профессиональных писак. «Немой» - это попросту отличный нуарный детектив, мрачный и неторопливый, который частенько заходит на поле серьёзной драмы и объединяет в себе сразу несколько сюжетных линий. И при этом может похвастаться отличными актёрами, буквально живущими в своих образах.
Как и в случае с большинством жанровых лент, не вписывающихся в стандартные форматы, вам следует принять на веру один тезис. Самое лучшее, что можно сделать - это взяться за просмотр с чистой головой. Чем меньше вы знаете об основной истории, тем интереснее будет в неё погружаться, отслеживать побочные сюжетные линии и увязывать их между собой. Сухой и краткий синопсис больше вводит в заблуждение: технически, конечно, он что-то там описывает, местами даже правильно. Но формирует у зрителя неверное представление, что его ждёт рядовая история мести в духе какой-нибудь «Заложницы».
Обзор фильма «Немой» - Кадр №1 |
Как и положено любому адекватному киберпанку, «Немой» завораживает видами футуристичного неонового Берлина, в котором объединяются и мотивы старины глубокой, и вполне реалистичного будущего. Дроны снуют туда-сюда и доставляют завтраки-обеды-ужины, летающие такси рассекают небеса, но при этом на дорогах полно обычных и даже классических автомобилей на электродвигателях. Голограммы, дополненная реальность и сложные интерфейсы соседствуют со старинными зданиями, ретро-смартфонами и архаичными механическими устройствами. И как ни странно, подобная эклектика выглядит гораздо убедительнее и живее, чем все те невзрачные стерильные картинки, которыми обычно потчуют авторы фантастических фильмов.
Мимоходом Джонс вообще старательно выписывает интересную альтернативную реальность. По отдельным фразам, брошенными персонажами, можно сделать вывод, что СССР не развалился (никто не любит проклятых коммуняк), Германия оккупирует соседние страны, а США продолжает вести изнурительные для себя войны во всех точках мира. На смену декларированию гражданских свобод и толерантности пришли тотальный контроль и диктатура, а по отдельным эпизодам можно заключить, что на Земле в 2050-х буйствует энергетический кризис. Более того, если вы смотрели дебютную картину режиссёра - «Луна» (Moon), в наших краях известную под нелепым названием «Луна 2112», - то внезапно выясните, что «Немой» частично является её прямым продолжением. Всех зрителей ждёт не только пасхалка с Сэмом Беллом, но и полноценное развитие «той самой интриги».
Обзор фильма «Немой» - Кадр №2 |
Но режиссёр и сценарист (в одном лице) при этом не отрывается от земли и живописует проблемы и пороки современного общества, перенесённые на 30-40 лет вперёд. Технический прогресс едва ли сделал жизнь обычных людей лучше, скорее, наоборот - усугубил все прежние недостатки. Порой складывается впечатление, что Берлин населяют сплошь извращенцы, преступники, да армейские дезертиры. А персонажи вроде бармена Лео - исключение из правила, лишь его подтверждающее.
«Немого» при желании очень легко ругать - въедливый критик найдёт к чему придраться и с лёгкостью это сделает. Фильм очень тяжело хвалить - как по мне, в нём нет каких-то однозначных минусов, зато полно достоинств, которые плавно перетекают одно в другое и смешиваются в гремучий, но упоительный коктейль. Я не хочу скатываться в унылое перечисление плюсов и минусов, поэтому просто поверьте на слово: новый фильм Данкана Джонса обязательно нужно посмотреть. Пускай не ради сюжета (он довольно простой - в духе классического нуара), но хотя бы ради великолепной визуальной эстетики, отличной музыки и взбалмошных персонажей, приковывающих взгляд. Да и аналогов (при всём стремительном взлёте интереса к киберпанку) сейчас днём с огнём не сыщешь.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена