Клайв Баркер - воистину удивительная личность. Он не только достиг успеха на писательском поприще, фактически породив целое направление сплаттерпанка, но и оказался способным режиссёром, выпустившим три полнометражных хоррора, за которые не стыдно. Наверняка вы вспомните его как автора эпохального фильма ужасов «Восставший из ада» (Hellraiser). Но есть у Баркера и куда более интересная и неформатная лента - «Ночной народ» (Nightbreed).
Как и во многих произведениях безумного британца, в «Ночном народе» (известен в наших краях ещё как «Ночное племя») форма безоговорочно довлеет над содержанием. Понятно, что для кого-то это станет основным минусом картины, а для кого-то плюсом. Перед нами, казалось бы, банальная история об очередном странном человеке, который чувствует себя чужим в современном в мире, разбавленная не менее банальной любовной линией. Но Баркер не был бы Баркером, если бы параллельно не баловался с шизофреническим визуальным рядом, не нанизывал бы на них замысловатую выдуманную мифологию и не совмещал бы в кадре несовместимые вещи, начисто ломая всевозможные стереотипы.
Кадр из фильма «Ночной народ» №1 |
Ну что интересного можно выжать из идеи целого подземного города, населённого жуткими и безобразными монстрами? Разве что очередную короткометражку специально для фестивалей. Но родному отцу Пинхеда и не такое под силу: за стандартным вступлением следует череда событий разной степени предсказуемости и жонглирование охапкой смыслов. Не обойдётся даже без серийного убийцы в жуткой маске, преследующего собственные зловещие цели. Как ни странно, пришитый белыми нитками сюжет о череде загадочных убийств очень даже грамотно сольётся воедино с основной линией и послужит катализатором для многих ключевых моментов.
Несмотря на некоторые нелепые сцены и отдельные трэш-перегибы, странный подбор актёров и местами сквозящую дешевизну, от экрана порой невозможно оторваться. Возможно, в этом виновата пресловутая магия Баркера, способного вывернуть самую избитую идею под необычным углом, или, на худой конец, преподнести её под острым соусом из жести.
Кадр из фильма «Ночной народ» №2 |
Основная же проблема Nightbreed как раз в этом: по меркам популярного массового ужастика он слишком нестандартный, панковский - не столько в плане истории, сколько в плане её подачи. В общем-то, получилось как со многими фильмами родом из 90-х. Неудивительно, что ограниченный прокат почти не принёс денег: аудитория жаждала примитивной мясорубки, а нарвалась фактически на социальную драму с очень неровным темпом. А культовым стать ему помешала свистопляска с носителями: на VHS, кажется, угодил какой-то обрубок, на DVD вышла театральная версия в позорном качестве, а на Blu-ray слегка прилизанная и режиссёрская, но со слащавым хэппи-эндом.
Но пропускать «Ночной народ» не стоит. Не каждый день увидишь страшное кино, в котором хочется сопереживать уродливым монстрам, а не отважным борцам-человекам. Плюс Дэвид Кроненберг в одной из главных ролей - это нечто из ряда вон.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена