Если вы жаждете спойлеров и пережёвывания сюжета «Бегущего по лезвию 2049» (Blade Runner 2049) (который, вообще-то, даже подлые и алчные маркетологи не спешили раскрывать в многочисленных трейлерах, фичуретках и короткометражках), то идите лучше почитайте рецензию одного дебила на КГ-портале. Я же постараюсь сохранить все тайны, чтобы не портить вам удовольствие от просмотра, и сосредоточусь на другом.
Дени Вильнёв - один из самых интересных и перспективных современных режиссёров, неизменно снимающий авторское кино, но с серьёзными бюджетами и известными актёрами. Прошлогодний научно-фантастический триллер «Прибытие» (Arrival) я и вовсе объявил лучшим фильмом прошлого года, поскольку он поразил меня до глубины души и забрался в какие-то потаённые уголки мозга. Например, обласканный критиками Кристофер Нолан обычно берёт очень простую и прямолинейную историю, а потом сворачивает её в узел, навешивает кучу финтифлюшек, а затем рубит итоговый результат на части и перемешивает их в произвольном порядке - всё для того, чтобы у зрителя возникла иллюзия прикосновения к тайне и чему-то более сложному. Вильнёв действует с точностью наоборот: он не боится не только поднимать серьёзные вопросы и ваять на экране предельно банальную историю, которая в финале резко изменится и окажется не тем, чего все ожидали, но и постоянно давит на зрителя недосказанностью. Но недосказанностью не ошибочной или случайной, а именно чётко распланированной и тщательно выверенной.
Вы наверняка уже начали клевать носом, но подобное вступление необходимо для того, чтобы донести простую мысль: «Бегущий по лезвию 2049» - это не просто банальное продолжение сюжетных линий «Бегущего по лезвию» (Blade Runner) Ридли Скотта, но и прямая демонстрация обозначенного авторского подхода. В отличие от многих кинематографистов, Дени не только идеально, вплоть до мелочей копирует манеру повествования первоисточника и возрождает его депрессивно-меланхоличную атмосферу на больших экранах, но и заигрывает с аудиторией в своей исконной манере. В результате условное продолжение - в котором, по большому счёту, не было особой нужды - начинает играть новыми красками поверх знакомой основы и позволяет выдуманной вселенной плавно и убедительно эволюционировать.
Как мне показалось, эволюционировать в очень правильном направлении.
При этом режиссёр и сценаристы (среди писателей, кстати, притаился Хэмптон Фанчер, сочинивший сюжет для первой части) хоть и отвечают на некоторые вопросы первоисточника, но останавливаются ровно в шаге от того, чтобы разрушить главную интригу. Главную, пожалуй, по меркам всего научно-фантастического кинематографа XX века. Вместо ответа на неоднократно озвученный фанатами вопрос зрители получат лишь скромные намёки на возможную правду и фразу, которую намеренно обронит главный антагонист.
Как и предполагалось, BR2049 - фантастически красивый фильм, который в прямом смысле можно нарезать на отдельные кадры, а потом распечатывать их в хорошей типографии, вставлять в рамочку и вешать на стену как полноценные арты. Именно эта невероятная красота помогает смириться с нарочитой неторопливостью картины, которой позавидовал бы сам Тарковский: порой возникает ощущение, что Вильнёв специально растягивал хронометраж до монструозных почти трёх часов, чтобы с головой утопить зрителей в мрачном будущем и отравить беспросветной безнадёгой. Но важно помнить, что поход в кинотеатр на медитативного и размеренного «Бегущего 2» легко может превратиться в настоящее мучение, если вам по трагическому стечению обстоятельств не повезёт с качеством изображения, звука или аудитории.
Но несмотря на то, что неоднозначная история размазана по фильму довольно тонким слоем, упомянутые шикарная картинка, злой постиндустриальный саундтрек и заигрывания с цветовой гаммой отлично передают моральные терзания и душевные метания главного героя и не дают заскучать. При желании и насущной необходимости из показанного можно выудить сколько угодно глубинных смыслов, а Райан Гослинг внезапно идеально вписался в роль сурового драматического героя, которому предстоит пережить на своей шкуре несколько кризисов веры и вынести не один моральный надлом.
Вместе с тем очень сложно выработать однозначное отношение на уровне «Нравится или нет». Фильм однозначно хороший и ни в коем случае не проходной, но при этом он очень холодный и беспощадный. Авторы рисуют непривычно мрачную и депрессивную картину будущего, которая нагоняет жути и вызывает резкое отторжение - с показанным просто не хочется мириться. Среди центральных персонажей нет однозначных героев и злодеев - всеми движут собственные мотивы, которые невозможно разделить на чёрное и белое. Идейное же наполнение, как и в случае с оригиналом, вещь в себе: кому-то наверняка понравится исследовать отдельные фразы и кадры поисках неочевидных деталей и тайных посланий, но кому-то высидеть сеанс неторопливой артхаусной драмы покажется непосильной задачей.
Но в чём BR2049 точно не откажешь, так это в заведомо культовом статусе. Фильм может провалиться в прокате хоть трижды, но уже всем нормальным киноманам очевидно, что всего через пару лет он заполучит статус культовой классики. И в определённой степени чего-то эпохального и легендарного. И даже спустя десяток лет его будут ставить в пример как идеальный образец киношного киберпанка.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена