Всякая рецензия на "Тёмную башню" (The Dark Tower) обязательно должна начинаться с долгого и нудного рассказа о всех сложностях производства, растянувшегося на полтора десятилетия - вплоть до перечисления имён всех причастных на разных этапах лиц. А заканчиваться язвительными обвинениями в адрес создателей картины. Но тут неувязочка вышла: во-первых, я никогда не относил себя к хардкорным почитателям таланта Стивена Кинга, стремящимся оправдать даже самые слабые произведения мэтра, а во-вторых, главный цикл всей его жизни вообще читал с большими перерывами, кусками, урывками и достаточно давно, так что из памяти выветрились частности.
Поэтому на "экранизацию" я постараюсь взглянуть спокойно, без истерик и драмы.
Надо сказать, что фильм действительно следует воспринимать как рекламу всех восьми томов первоисточника. Заинтересовало в кинотеатре? Так купите книгу после сеанса. А желательно всю серию. Гениальный маркетинговый ход, ничего не скажешь.
Отчасти правы и те, кто клеймит творение Николая Арселя дешёвым и обрывистым клипом или трейлером: экранная динамика правда зашкаливает, поэтому за кадром остаётся множество подробностей и элементов вселенной, плюс на раскрытие сюжетных тонкостей и образов главных героев отчаянно не хватает времени. Но этим грешит практически весь фэнтези-кинематограф последних лет, независимо от доступных хронометража и бюджетов, так что "скорострельность" можно списать на "клиповое" мышление современных зрителей и попытки угодить самой широкой аудитории.
Но независимо от того, нравится вам это или нет, вместо экранизации отдельных книг или всего цикла мы получили, скорее, сбивчивый пересказ общей канвы, который по-тихому форматировали в подростковую фантастику. На первый план вышла линия Джейка Чемберса, который внезапно стал могущественным телепатом, способным противостоять самому чародею Уолтеру Падику, Человеку в чёрном. Последний, кстати, трансформировался в шутника-балагура без прошлого, убивающего простых людей и собственных приспешников без лишних сомнений. А Роланд Дискейн, Стрелок, частенько вообще появляется в кадре на правах мебели, морально сломлен и думать не думает ни о какой башне.
Поэтому размер удовольствия, получаемого от просмотра, прямо зависит от двух вещей: вашего отношения к первоисточнику и способности воспринимать подростковое фэнтези как жанр, со всеми его нюансами, плюсами и минусами. Если вы поклонник Кинга и искренне считаете "Тёмную башню" классикой современной литературы, а заодно ждали полностью аутентичной экранизации, то будете разочарованы на все сто. В том числе и типичными для жанра условностями - например, способностью детей и подростков быстро находить выход из самой тяжёлой ситуации, пока взрослые и умудрённые опытом персонажи понапрасну тянут время и занимаются бессмысленным самокопанием.
Для меня же основной проблемой стали не столько смена курса или упор на "продолжение саги", сколько общая безликость и серость картины.
Перед нами тот случай, когда острая нехватка денег отразилась на итоговом результате: в фильме "Тёмная башня" нет ни одной сцены, которая впивалась бы в память, была бы яркой или смелой, а большая часть экшена выглядит так, словно его постановкой заведовал приснопамятный Уве Болл - максимум монтажных склеек, трясущейся камеры и ночного времени суток. Можно было бы сказать, что монстры и существа других миров выглядят неплохо, если бы их позволили хоть немножко разглядеть. Основной же конфликт разрешился так буднично и скоро, что начинаешь сомневаться в серьёзности намерений Уолтера - вроде бы готовился к уничтожению Башни долгие годы, а слился буквально за пять минут.
А вот спорный кастинг, вокруг которого было столько криков и воплей, оказался наименьшей из проблем. Идрис Эльба в роли Стрелка выглядит чертовски крутым сукиным сыном, способным горы свернуть на пути к цели. Мэттью МакКонахи настолько вжился в роль, что и правда теперь будет прочно ассоциироваться с кинговским злодеем. А Том Тэйлор не отсвечивает и не раздражает - и это самое главное.
В заключение скажу лишь, что поклонники Стивена Кинга и настоящей "Тёмной башни" наверняка воспримут фильм как личное оскорбление и плевок в душу. Все остальные же получат всего-навсего среднюю подростковую фантастику. Не самый худший вариант, согласитесь. Но и выше среднего такое не поставишь...
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена