После совершенно гениального промо-ролика, в котором с экрана пузатого ЭЛТ-монитора в лицо какому-то парнишке летели кровавые ошмётки, хотелось выскочить из-за своего "персонального компьютера для учёбы" и бегать по комнате с криком "Дайте мне STRAFE немедленно!". Более поздние тизеры и трейлеры лишь подлили масла в огонь и взвинтили "хотелку" и "ожидалку" до максимума...
Но для начала попробую ответить на вопрос "Что такое STRAFE?".
Выражаясь игрожурским языком образца 90-х - "3D-шутер от первого лица", в основе механики которого как раз и лежат стрейфы, позволяющие не только уклоняться от атак врагов, но и поливать их ответным огнём. Если же перейти на человеческую речь, то живой и очень интерактивный памятник целой эпохе, призванный ответить на извечное "Как деды в шутерах воевали?".
Впрочем, разработчики из Pixel Titans пошли дальше большинства своих коллег, черпающих вдохновение в классических шутерах, и очень плотно интегрировали в основу элементы "рогалика". Вам выдают всего одну-единственную жизнь на прохождение, заставляют судорожно метаться по аренам, бояться тупиков и тесных коридоров, ведущих в никуда (спасибо тебе, процедурная генерация локаций!), а так же вынуждают изучать повадки врагов, искать их слабые стороны и по приближающемуся звуку вычислять местоположение.
Приходится искать дефицитные аптечки и ковать броню с патронами в специально отведённых для того местах из собранного металлолома, прокачиваться. Но это всё можно отнести к условным инновациям (по меркам 1996 года, к которому создатели питают особую нежную любовь), как и возможность запульнуть в противников взрывоопасной бочкой, сцапать какой-нибудь усилитель навыков или убер-пушку, раскиданные по округе. Но вот феноменальная скорость передвижения, по ощущениям, позаимствована из Quake III Arena или Half-Life, а необходимость поиска разноцветных ключей - вообще из Doom.
И нельзя не упомянуть все эти чудесные размытые текстуры и угловатые модели, которые особенно забавно смотрятся в высоком разрешении. Да чего там, кажется, дизайн врагов и уровней прибыл к нам аккурат из 90-х!
Ещё перед покупкой стоит принять во внимание, что STRAFE относится к игроку без какого-либо пиетета и сочувствия, как к обычному пушечному мясу, и с радостью макает в собственные кровищу и кишки при каждом удобном случае. В этом нет ничего неожиданного или противоестественного - обещали же олдскул и хардкор, получите и распишитесь. Но важно учитывать, что ностальгическая прогулка по местам боевой славы неизбежно выльется в забег через препятствия и орды врагов, которые пройдутся лезвием бритвы по нервной системе.
Доколупаться же я могу разве что до тех самых случайной генерации и настойчивой "рогаликовости", на которых строится львиная доля самобытности шутера. Проблема в том, что STRAFE - это классическая игра-лабиринт, в которой важно даже не столько перебить всех врагов, сколько найти выход с уровня (в конкретном случае лифт). И спонтанное расположение комнат, переходов между ними и врагов напрочь рушит привычную механику заучивания карты. Приходится полагаться на слепую удачу, которая имеет обыкновение поворачиваться жопой в самый неподходящий момент.
Приведу простой пример. Первые пару-тройку рестартов судьба была ко мне благосклонна. Но затем начались увеселения и казни: какие-то совершенно неприличные толпы злобных пришельцев с удручающей периодичностью взялись загонять меня в тесные коридоры, оканчивающиеся тупиком. А в такой ситуации, как вы понимаете, долго не протянешь даже при наличии самого божественного скилла.
На фоне этого прошлогодний DOOM [рецензия] уже не кажется таким уж сложным и ретроградским.
Проблема же в том, что в подобных условиях лишь считанные единицы доберутся до финала и смогут с полной уверенностью назвать себя ветеранами. С другой стороны, STRAFE - она как зараза: прицепится - не отстанет. Вы обречены постоянно проигрывать тугодумному ИИ, начинать прохождение с самого начала, бросать его в припадках бешенства, но неизменно возвращаться в игру, чтобы попробовать её победить. Она насмешливо бросает вам вызов, и не остаётся ничего другого, как принять его. И несмотря на все противоречия и столкновение классики с "модными трендами", STRAFE уготована судьба игры-явления, о которой продолжат вспоминать и через год.
Возможно, творение Pixel Titans не станет живой легендой подобно тем хитам славного прошлого, на которые всеми силами старается походить. Но, перефразируя классиков, если бы она не существовала, то её как минимум стоило бы выдумать. Короче, считайте, что игра получает почётную награду "Вернула мне мой 96-ой года" от редакции. И моё пламенное обожание вдогонку.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена