Шон Бирн - весьма странный режиссёр. Несмотря на очевидное наличие таланта и нестандартный подход к делу, он за свою непродолжительную карьеру снял всего два полнометражных фильма: местами ироничный и драматичный ужастик "Любимые" (The Loved Ones), а спустя шесть лет - хоррор "Дары смерти" (The Devil's Candy). Не исключено, что подобная неторопливость связана с отсутствием коммерческой жилки, разумной избирательностью и нежеланием плыть по течению.
Упомянутый "Дары смерти" сходу ломает определённые стереотипы. Во-первых, своей продолжительностью: фильм идёт всего 76 минут, что выглядит скромно даже по меркам не самого "разговорчивого" жанра. Во-вторых, в центре его внимания оказываются не шаблонные американцы среднего класса, решившие со скуки переехать в Техас, а странная семейка неформалов - папа-художник и дочурка-подросток трясут хайром под лютый метал и рядятся в различный мерчендайз, а мама весьма условно олицетворяет собой голос разума и ежедневно ходит на нормальную работу.
Дальше - больше. Вместо того, чтобы потратить целых полчаса на затянутое вступление и знакомство с персонажами, а затем начать промышленную эксплуатацию бездушным скримеров, Бирн начинает раскручивать историю, основу которой аккуратно заложил в прологе, и заполняет кадр интересными деталями. Например, глава семейства на новом месте начинает регулярно впадать в транс и творить совершенно адские картины, повинуясь пугающему зову неизвестной силы. А по окрестностям бродит маньяк, безалаберно выпущенный из психушки, и занимается своими делами без каких-либо препятствий.
Но истинное удивление испытываешь в тот момент, когда вдруг понимаешь, что простой и прямолинейный сюжет мало того, что многие подробности оставляет за кадром для пущей атмосферности, так ещё и даёт возможность для совершенно разных трактовок событий. Обычно подобная недосказанность становится проблемой, проистекающей из непродуманных сценариев. Но в конкретном случае фильм про искусство, творца, ангелов и демонов превращается в интересную головоломку, которую можно исследовать и изучать даже после финальных титров.
Показательно, что та самая недосказанность сохраняется даже при том, что большинство развешанных сюжетных ружей выстреливают в правильный момент.
Что касается сцен жестокости и насилия, без которых фильмы ужасов немыслимы, то несмотря на всю свою мимолётность и относительную сдержанность, они заставляют волосы становится дыбом. Создатели фильма не акцентируют внимание на жести, оставляя многое на откуп зрительской фантазии. Возможно, потому, что к ним неспеша готовят долгими планами и атмосферным саундтреком. А может из-за того, что для показанного мира они отнюдь не норма, и тем страшнее кажутся, чем сильнее разрывают на части относительно спокойную реальность американского захолустья. Но в любом случае они работают.
Единственное, что может стать непреодолимым препятствием для современного зрителя - это та самая попытка сценариста и режиссёра отойти от шаблонов. Проблески разума и житейской логики у главных героев могут попросту выбить из колеи человека, привыкшего к извечному и неистребимому "Давайте разделимся". Да и сочетание спокойной меланхоличной картинки с тяжёлой музыкой придётся по вкусу далеко не каждому. Но пропускать "Дары смерти" нельзя, такие картины нынче редкость.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена