Меня не назвать большим поклонником творчества Дени Вильнёва, регулярно снимающего вроде бы совершенно разные, но такие похожие драмы. Как не назвать и отчаянным фанатом произведений Теда Чана, на протяжении многих лет старательно избегающего крупной формы и регулярно получающего престижные литературные премии. Но их внезапный и странный творческий союз, да ещё при участии не самого последнего сценариста Эрика Хайссерера, вылился в совершенно потрясающую картину. После просмотра "Прибытия" (Arrival) не выходишь из зала со звенящей пустотой в голове, наоборот, тебя переполняют эмоции. Мысли и образы роятся в голове подобно пчёлам в улье, а где-то глубоко внутри остаётся очень приятное послевкусие. И ещё долго не покидает ощущение светлой грусти.
Фильм начинается с воспоминания о трагедии: лингвист Луиза Бэнкс потеряла дочь, которая медленно угасала из-за неизлечимой болезни, и постепенно учится жить заново. Череду одинаковых серых будней внезапно прерывает одно глобальное событие, и его не получится проигнорировать при всём желании: в ключевых точках мира приземлились гигантские космические корабли, смахивающие то ли на половинку миндального ореха, то ли кофейного зёрнышка. И именно Луизе придётся помочь Министерству обороны США найти общий язык с пришельцами и узнать ответ на главный вопрос: с какой целью они прибыли на Землю?
Несмотря на всю свою камерность (всё происходит в трёх или четырёх декорациях), "Прибытию" удаётся быть по-настоящему масштабным фильмом. Наверное потому, что он одновременно поднимает вопросы, касающиеся и каждого человека в отдельности, и человечества в целом, при этом не размениваясь на мелочи и не расходуя хронометраж на объяснение очевидных деталей. Даже события и их хронологический порядок в результате можно трактовать по разному.
Сюжет, про который я ничего не скажу, развивается очень плавно, но при этом достаточно динамично, чтобы не ронять темп и не заставлять зрителей скучать. Мозговые штурмы головоломок инопланетян сменяются озарениями и случайными открытиями, а мягко вписанные флэшбеки нужны для того, чтобы подключить к процессу ваше воображение. Незаметно вы проникаетесь происходящим, и сами того не подозревая погружаетесь в игру, все элементы которой сложатся воедино в самом финале. И уверен, что концовка обязательно растрогает любого адекватного человека.
А ещё это редкий пример качественно прописанных диалогов и характеров персонажей: никто из актёров не выглядит случайным пассажиром, а их фразы не будят желания схватиться за голову...
Знаете, в последние годы само понятие "научная фантастика" превратилось в настоящий оксюморон, невольно вызывающий улыбку. На протяжении продолжительного периода времени нас старательно убеждали, что фантастический кинематограф - это преимущественно экранизации конвейерных комиксов, в которых нет места ни здравому смыслу, ни человеческим взаимоотношениям, ни адекватной актёрской игре. И многих из нас продюсеры даже заставили полюбить нелепых идиотов в трико, разыгрывающих бесконечную мыльную оперу. Точнее, сначала мы привыкли к их присутствию в повседневной жизни, а затем стали получать удовольствие от глупых, но ярких и зрелищных приключений супергеройской братии.
И самое страшное, что из кино выветрилось ещё одно понятие - "идея".
"Прибытие" заставляет верить в лучшее будущее. Если он окажется достаточно успешным и востребованным, то это стимулирует киностудии вкладывать деньги в серьёзную фантастику, способную одновременно предложить пищу и для глаз, и для ума. При всех своих прочих достоинствах, детище Вильнёва способно поразить и великолепными пейзажами, и элегантными статичными кадрами, и по-настоящему реалистичными спецэффектами. аккуратно вплетёнными в общее полотно. По степени же воздействия на сознание зрителя его вообще можно сравнить с лучшими образцами фантастического кинематографа последних лет - "Районом №9" (District 9), "Дитя человеческим" (Children of Men) и, пожалуй, "Началом" (Inception). Но именно по степени воздействия - история и её подача разительно отличаются.
Если у меня и были какие-то сомнения насчёт "Бегущего по лезвию 2049" (Blade Runner 2049), то все они рассеялись.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена