
На протяжении пары недель я не мог понять, с какого конца или края взяться за рецензию на ABZÛ. Вроде бы и посыл ясен (не шибко сложный, к слову), и бессловесная история рассказана доходчиво, и механика проста как пять копеек. Но слова упорно не желали складываться в предложения, а предложения в абзацы. И не потому, что работа Giant Squid не оставила после себя никаких впечатлений и прошла мимо серой безликой массой, вовсе нет. ABZÛ оставляет стойкое и приятное послевкусие. Причём ты вроде бы понимаешь, что к ней уже никогда не вернёшься - это очень яркий, но одноразовый опыт, - однако никаких сожалений о потраченном времени нет и в помине.
Этим (и не только) она похожа на Journey от Thatgamecompany, специально разработанной для семейства PlayStation. В проекте Giant Squid точно также форма довлеет над содержанием, а игрока водят за нос на протяжении нескольких часов вплоть до метафоричного и красочного финала, вызывающего взрывной приступ эйфории.
Ну и нельзя не упомянуть, что креативный директор Мэтт Нава работал над Journey в качестве художественного руководителя, а композитор Остин Уинтори отметился своей замечательной музыкой в обеих "играх".
ABZÛ сложно назвать игрой в привычном понимании... А, чёрт с ним! Давайте на чистоту: ABZÛ - это вообще не игра. ABZÛ - это творческая инсталляция, интерактивное авторское высказывание на простые и понятные, но важные темы. Попытка обрушить на игроков новый опыт, в конце концов. Но ни в коем случае не обманитесь в ожиданиях: если вы на полном серьёзе собираетесь изучать каждый сантиметр подводного мира и решать головоломки, то не вздумайте её покупать. Исследование здесь вещь строго опциональная и в целом бесполезная, а головоломки настолько элементарные, что их стыдно даже так называть. В лучшем случае вас мягко подтолкнут к идее поискать поблизости очередной рычаг, отворяющий ворота на следующий уровень, или робота, умеющего расчищать заросли водорослей на пути. Но ничего более сложного.

Половину "игры", безусловно, делает музыка. Именно благодаря замечательным, очень многогранным и разнообразным композициям она наполняется жизнью, начинает дышать, искрить и переливаться всеми цветами радуги. За всё остальное следует поблагодарить дизайнеров и художников, сумевших "выжать" из Unreal Engine 4 пускай и стилизованную, но яркую и красивую картинку.
И вот вы на протяжении полутора-двух часов плывёте по течению вместе со стайками рыбок, выпрыгиваете из воды с дельфинами и акулами, медитируете на древних статуях и вселяетесь в морскую живность во время духовных странствий. И-и-и... пожалуй, это вся развлекательная программа, которую приготовили для вас в Giant Squid.
В определённый момент ABZÛ внезапно забывает о прежнем легкомысленном тоне и начинает сгущать краски. Можно подумать, что следом она трансформируется в мрачный фантастический триллер, но ощущение это обманчивое. Точнее, авторы предпринимают такую попытку, но она не срабатывает. Хотя бы потому, что реальной угрозы жизни безымянного и немого главного героя нет. Злодей, если его можно так назвать, намеренно обезличен и лишён какой-либо мотивации, а его оружие едва ли способно серьёзно ранить. И даже в самый-самый момент игра упускает шанс выдавить слезу.
Поэтому ABZÛ, с одной стороны, очень легко рекомендовать всем без исключения. Она обходит стороной отдельные острые темы, при этом она слишком короткая, чтобы всерьёз утомить. В ней невозможно столкнуться со сложностями, тем более погибнуть, а управление завязано всего на нескольких кнопках. Правда само управление стоит пнуть за странную раскладку. Как и указать на излишнюю своевольность камеры, обожающую внезапно менять ракурс на наименее удобный. Но это едва ли можно записать в недостатки - так, мелкие шероховатости.
А с другой, всё-таки я не могу отделаться от ощущения, что чего-то мне не хватило. В той же INSIDE разработчики из Playdead сумели выкрутиться из ситуации тотальной недосказанности при помощи обилия головоломок и старого как мир приёма, когда с каждой минутой ситуация на экране становилась всё хуже и хуже. Но Giant Squid, в попытках уберечь нервы покупателей, ударилась в другую крайность: трудно сопереживать механическому герою и его подводным друзьям, когда им, по факту, ничего не грозит.
Хотя у создателей ABZÛ получилось рассказать красивую сказку, и это, наверное, главное.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена