Обычно ведь как бывает с играми? Случайно натыкаешься на ролик или анонс на одном из крупных англоязычных сайтов, начинаешь копать побольше материала, а в процессе рисуешь в голове идеальный образ, который наверняка разобьётся вдребезги при близком знакомстве. И ведь не сказать, что кто-то виноват или плохо сработал, вовсе нет. Просто таково свойство человеческого мозга: ты конвертируешь тезисы в понятный одному тебе формат, самостоятельно додумываешь всякое разное, заполняешь "белые пятна". В общем, придумываешь на ходу то, о чём открыто никто вроде бы не говорил, но что так и просится внутрь - механики, побочные сюжетные линии. Потом выходит финальная версия игры и вместе с ней приходит глубокое разочарование. Просто радужные ожидания в очередной раз разошлись с реальностью.
The Final Station я ждал с осторожностью. Узнал я о ней совершенно случайно, благодаря чужому пресс-релизу. Точнее, благодаря пресс-релизу, посвящённому приключенческому "рогалику" Skyhill. После беглого просмотра "официальщины", я отправился прямиком в поисковую строку Google и начал рыть информацию о разработчиках из Mandragora, затем попал в их группу во "ВКонтакте", а там уже наткнулся на объявление о том, что Do My Best разрабатывает зомби-сурвайвл напополам с симулятором машиниста поезда. Тогда ещё Олег Сергеев, один из создателей игры, грозил скорым появлением демоверсии и собирался на Kickstarter.
Потом я отвлёкся по своим делам, попутно напрочь разочаровался в Skyhill и испугался, что подобное случится и с The Final Station. Впрочем, паниковать не следовало: tinyBuild вовремя прибрала проект к рукам, а уж чутью Алекса Ничипорчика я доверяю. И ровно как с This Is the Police я получил ровно то, чего ждал на протяжении года.
Если вы сомневаетесь насчёт баланса между "симулятором" и "сурвайвлом", то расслабьтесь. Несмотря на смесь, казалось бы, принципиально разных жанров и механик, по большей части игра оказалась дружелюбной. Во время путешествия между станциями вам не нужно напрямую управлять поездом. Всё, что требуется - носится взад-вперёд по вагонам между несколькими контрольными панелями и следить, чтобы не было перегрузки по линиям питания. Поезд, на котором нам доведётся колесить довольно часто, далеко не в лучшей форме, а его генератор работает почти на пределе мощности. И если вы не хотите, чтобы ваши случайные пассажиры сидели в темноте и стремительно теряли здоровье (случайно ли это происходит или нет, но у меня было именно так), то придётся похлопотать. А каждая панель - мини-игра, подчас не самая очевидная. Если в отдельных случаях достаточно потянуть рычаг или нажать на несколько кнопок, то иногда остаётся догадываться, что в конкретный момент необходимо сделать. Например, это касается энергетического ядра, инструкцию к которому приложить забыли, но зато предупредили о его выдающейся нестабильности.
Ещё важно в силу способностей и в меру возможностей заботиться о тех самых попутчиках. Обнаружить их можно на заброшенных и (не очень) железнодорожных станциях и в населённых пунктах, а чтобы пригласить их "на борт" хватает всего лишь пары фраз. А уж там как пойдёт. Попадаются пассажиры со скверным характером, которые будут брюзжать и ругать судьбу всю дорогу. Встречаются крайне загадочные и молчаливые ребята себе на уме. Находятся и сведущие людей, которые расскажут о ситуации в мире и поделятся мыслями о том, что же такого особенного именно в вашем поезде.
Многие выжившие ранены и истекают кровью, их нужно периодически подлечивать редкими и ценными аптечками. Последние можно либо соорудить из имеющихся подручных средств, либо найти во время краткосрочных вылазок. Проморгаете момент - и всё, поминайте как звали очередного переселенца поневоле. Максимум, что удаётся сделать - обшарить труп, авось что-нибудь полезное завалялось у страдальца в карманах. Примерно по такому же принципу некоторых товарищей приходится кормить из скудных продуктовых запасов. Не поделитесь с оголодавшим беднягой и тот начнёт стремительно терять здоровье. Ну, вы уже поняли...
А наказание за гибель пассажиров довольно суровое. В благодарность за то, что вы доставили их в безопасное место, выжившие готовы поделиться последним: кто-то деньгами, кто-то продуктами, а некоторые улучшениями для оружия. Рисковать их здоровьем и чрезмерно экономить припасы себе дороже - лишитесь премии и полезных бонусов.
Кстати, помните про "пару фраз" из предыдущих абзацев? Удивительно, но мы видим только фразы собеседников, с которыми разрешают обменяться любезностями. А вместо слов отважного машиниста извольте наблюдать многоточия. Сначала я не мог найти удобоваримого объяснения этому парадоксу, хотя догадаться о сказанном легко из контекста. Но, в самом конце путешествия, я вдруг понял, что это осознанный художественный приём, а не банальная ошибка разработчиков, забывших запаковать лишний текстовый файлик. Дело в том, что на "невозможности" завязаны сюжетные твисты. И если у вас по мере прохождения и возникнут какие-то вопросы, то будьте уверены - авторы дадут на них ответ. При условии, конечно, что вы любите читать и вникать в происходящее, а не просто сломя голову несётесь к цели.
Правда реализация "подслушивания" разговоров мне не очень понравилась. Пассажиры не прочь перекинуться парой словечек, а то и вовсе устроить жаркую дискуссию, но делают они это крайне неспешно, с ленцой. А вам, тем временем, нужно следить за состоянием агрегатов и узлов. Выходит, часть фраз вы неминуемо пропускаете мимо ушей... э-э-э, на самом деле, глаз, а отмотать разговор, увы, нельзя. Возможно, чтобы заставить игроков пройти линейную сюжетную игру второй раз.
Тоже самое касается и газет в редких живых городах. Стоят они прилично, и приходится решать, что важнее прямо сейчас: узнать интересные факты о нарисованном широкими мазками мире, постоянно существующем на грани гибели, или сэкономить и взять лишнюю банку консервов у торговца. Опять же, ещё один стимул для повторного прохождения.
В плане же экшена и исследования не всё так однозначно.
Во-первых, заброшенные и вымершие населённые пункты и станции поначалу сильно похожи друг на друга. В большинстве своём оформлены они по-разному: попадаются и заснеженные горные локации, и равнины, и многоквартирные комплексы, и даже огромное поместье на вершине холма. Но стоит зайти внутрь какого-нибудь неприметного здания и выясняется, что состоят они из практически одинаковых комнат. Особенно явно понимаешь это, когда спускаешься по лестнице всё глубже под землю и бродишь по однотипным коридорам, бункерам и служебным помещениям в поисках припасов и кодов для разблокировки платформы. Правда отмечу, что справедливо это, наверное, для первой трети игры. Потом Do My Best даёт волю воображению и начинает регулярно баловать различными мелкими деталями, намекающими на произошедшие события. Многие панорамы и вовсе хочется распечатать и повесить в рамке на стену - пускай графика довольно схематична, но часто встречаются действительно сильные образы, бьющие огромным кулаком тяжёлой атмосферы по голове.
Во-вторых, по части экшена The Final Station частенько страдает от странных перегибов. Для начала, никто не объясняет, как правильно сражаться с зомби, которые вовсе не зомби, а вообще [спойлер]. До всего приходится доходить своим умом и это, конечно, здорово. Но прежде, чем я понял, что спецназовца в броне и в шлеме можно убить всего-то одним ударом и метким хедшотом, потратил кучу патронов зря. А они, меж тем, на деревьях не растут! Патроны, не спецназовцы. Похожая ситуация и со всеми остальными разновидностями тварей. Они требуют к себе особого подхода, вынуждают изучать повадки.
А ещё можно убить любого "чернильного человечка" стулом или ящиком. Короче, предметом, который получается взять в руки и перенести с места на место. Особенно забавно эта "имба" выглядит в случае с упоминавшимися спецназовцами: пулями фаршировать их бесполезно - броня, - а вот дешёвая офисная мебель срабатывает похлеще кувалды.
Естественным раздражителем работают комнаты, которые спланированы таким хитрым образом, что вы если и успеете убить в них всех врагов, то при большом везении и наличии правильных патронов. Например, это касается крохотных каморок, в которые позволяют забраться только по лестнице. Стрелять с лестницы нельзя, поэтому нужно с неё сначала слезть. А тем временем твари облепляют вас со всех сторон, кусают, рвут на части, а то и взрываются.
Не хочу сказать, что это неправильно. Но выглядит подобное странно. Одно дело, когда на машиниста спускают ораву монстров - в такие моменты достаточно понять логику разработчиков и либо грамотно использовать окружение, либо вовремя занять удобную позицию, перестрелять самых активных, а остальных добить прикладом. Но что делать, если нет боеприпасов к дробовику?
Хотя кого я обманываю... Все эти мелкие (местами надуманные) недостатки мигом выветриваются из головы, как только проникаешься атмосферой мира, стоящего на грани и эту грань отчаянно пытающегося перешагнуть. С каждым часом, проведённым в игре, всё отчётливее понимаешь, что ситуация давно вышла из под контроля и становится всё хуже, но типичное тоталитарное правительство скрывает истинное положение дел от граждан, а те и рады делать вид, что ничего на самом деле не понимают. Зато всё понимаете вы: за обнаруженной запиской и заметкой, чатами в мессенджере, случайно сказанными словами скрываются судьбы людей. Вот здесь находишь лаконичное "Ушёл за дровами" и понимаешь, что человек никогда уже не вернётся домой. Как не вернётся и мелкий станционный чиновник, отправившийся узнать, почему военные внезапно взбеленились. А когда натыкаешься на карательный отряд, казнивший "непослушных" гражданских, эмоций получаешь выше крыши. Один из вояк даже прямым текстом говорит, что и с тобой поступил бы также, но вот форма сотрудника ЖД смущает. Наверное квалифицированные машинисты в дефиците, потому в почёте у любой власти.
И всё вышеописанное складывается по кусочку в мозаику с очень правильным финалом. При этом местами, мне кажется, пробиваются идеи советских писателей-фантастов. Тех же Стругацких, например, или Кира Булычёва. Хотя и без щепотки Кинга не обошлось, чего уж там. Не вижу ни одной веской причины, чтобы посоветовать вам повременить с покупкой. Наоборот, срочно бегите отдавать кровные, потому что такие проекты действительно необходимо поддерживать.
А ещё в The Final Station есть гигантская статуя братьев Стругацких!
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена