Правы те, кто награждают INSIDE хвалебными эпитетами и называют произведением искусства невиданной глубины. Правы и те, кто называют игру очередной распиаренной пустышкой, напрасной тратой четырёх часов жизни и банальной "убегалкой", совмещённой с набором простеньких задачек. Будут правы и третьи, и четвёртые, и пятые, и шестые, и даже седьмые защитники и критики детища Playdead, поскольку в нём удивительным образом уживаются как философская глубина с громадьём подтекстов, так и созерцательная пустота. И отношение к проекту зависит не от объективных показателей и характеристик (ха!), а конкретно от вашего настроения на данный отрезок времени и желания что-то там додумывать, анализировать и обобщать.
Если рассказывать про INSIDE сухо и безэмоционально, то придётся признать, что перед нами вольный ремейк дебютной для студии LIMBO, но с поправкой на сеттинг, технологический прогресс и аудиторию. На смену мрачному лесу и размытой и туманной, практически монохромной картинке пришла новая, но не менее пугающая действительность полузаброшенного города-фабрики, в границах которого некие злодеи творят чудовищные вещи. Изображённое по-настоящему пугает и ввергает в депрессию, уныние и чуть ли не скорбь. Удачно способствует вышеперечисленному и безликость всех встреченных людей, в том числе и малолетнего главного героя. Крайне реалистичная и подробная анимация персонажей жутко контрастирует с белыми полотнами вместо лиц, и начинаешь воспринимать человекоподобных существ... иначе. Поначалу это вызывает некоторую неприязнь, но в результате на место этих марионеток разум начинает подставлять конкретных личностей, замеченных в схожем поведении.
Правда с чем трудно смириться, так это с невозможностью ассоциировать себя с главным героем. Обычно ведь как всё устроено? Есть хорошие, есть плохие. Вы, разумеется, в подавляющем большинстве случае на стороне добряков. Но в роль мальчонки из INSIDE невозможно вжиться. Пускай его регулярно убивают максимально жестокими и натуралистичными способами, а сам он практически полностью беззащитен и беспомощен, но своими собственными руками он часто творит нехорошие вещи, против которых разум отчаянно протестует. И благодаря подобному диссонансу не удаётся (наверное, к лучшему) "жить" в игре, получается быть лишь свидетелем. Странное чувство, но словно смотришь в окно на параллельную реальность.
Но в том и парадокс, что несмотря на общую отрешённость происходящего - все кошмары как будто происходят в липком и тягучем сне, а ты не в силах даже пошевелиться, потому и вынужден выступать в качестве безвольного наблюдателя, - игру не удаётся воспринимать трезво и здраво. К тому же она полна мелких, неприметных на первый взгляд деталей, которые становятся заметны лишь при повторном прохождении.
Когда на экране растворились финальные титры, а одновременно душераздирающая и навзрачная концовка накрепко засела в памяти, я остался наедине со своими впечатлениями и эмоциями. И тогда меня посетила догадка. А что, если вся эта "угадайка" тайных смыслов, исследование больного полумёртвого мира и выстраивание теорий заговора - короче, всё то, на что так громко жалуются интернет-теоретики, - не менее важная часть опыта? Что, если авторы так и задумали? Мы единым залпом проглатываем визуал, а затем остаёмся наедине с собой, чтобы как следует пораскинуть мозгами...
Такое впечатление, что сначала в Playdead кропотливо продумали вселенную, выписали каждую крупицу истории и всех-всех персонажей, а затем взяли и выкинули из игры прямолинейные и однозначные ответы, оставив лишь основу и ограничившись намёками. Да хотя бы ради того, чтобы сделать процесс знакомства с INSIDE максимально индивидуальным и интимным.
Изрядно подлил масла в огонь и сам Арнт Йенсен, режиссёр и сценарист. На критические замечания со стороны журналистов и игроков он обожает отвечать вопросом "А почему вы думаете, что так не было задумано изначально?". Действительно, неужели вы настолько наивны, что всерьёз полагаете, будто студия, некогда всколыхнувшая инди-сцену своей LIMBO, не сумела бы за три года соорудить сносный сюжет? Скорее всего причина обратного в том, что свободные художники из датской студии решили пойти наперекор системе и предпочли отдать самые важные элементы повествования на откуп вашему разуму. Следовательно, чем больше вы заинтересованы в распутывании клубка из тайн, тем более продуманную и детальную историю получите. Да и никто не отменял свойства человеческого мозга заполнять пробелы в информации при помощи ассоциаций и жизненного опыта.
Нельзя отрицать того, что INSIDE - чистой воды артхаус, пускай отполированный до блеска и разработанный с большим бюджетом. Подойдёт она далеко не каждому, а приобщаться следует только в правильном расположении духа. Но если вы ищете в играх ярких эмоций и смысла, то никак нельзя пройти мимо.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена