От новой экранизации (а вовсе не ремейка телефильма 1990 года выпуска, как пишут некоторые бестолочи) культового романа Стивена Кинга "Оно" (IT) я ждал слишком многого. Обычно я стараюсь не возлагать лишних надежд на создателей фильмов, чтобы не испытывать разочарование после просмотра, но тут за дело взялись режиссёр Андрес Мускетти и сценарист Гэри Доберман. Первый под патронажем Гильермо Дель Торо снял совершенно замечательный фильм ужасов "Мама" (Mama), второй же совместно с Джеймсом Ваном разрабатывает довольно атмосферную и цепляющую киновселенную "Заклятия".
Согласитесь, если и ждать от кого-то путного фильма по мотивам произведения "короля ужасов", то именно от них.
И поначалу всё и впрямь замечательно. "Оно" берёт очень резвый старт, впечатляет брутальной жестокостью по отношению к детям (такое нынче в Голливуде не прокатывает) и прекрасной контрастной картинкой, следом окутывает атмосферой вялотекущего кошмара, с которым невозможно совладать. Но спустя примерно полчаса вы неминуемо заметите странную вещь: куда интереснее следить за обычной жизнью детей, чем за их столкновениями с инфернальным злом и вытекающими из этого событиями.
Ключевых проблем ровно две: банальные "пугалки" и плоские характеры главных героев. С первым всё понятно: фильм до невозможности похож на все мистические хорроры Джеймса Вана вместе взятые, начиная с "Астрала" (Insidious) и заканчивая "Заклятием" (The Conjuring). Со вторым пунктом всё странно: солидного хронометража должно было хватить, чтобы познакомить зрителей с центральными персонажами, да и исполняют свои роли юные актёры совершенно замечательно. Но и в начале мы про большинство из них ничегошеньки не знаем, и после финальных титров.
Ну и, по правде говоря, Мускетти временами перебарщивает с количеством бу-моментов отнюдь не лучшего качества. Если в своей "Маме" он старательно нагнетал атмосферу, указывал на различные мелкие детали и довольно долго готовил почву перед появлением нечистой силы, то в "Оно", по понятной причине, Пеннивайз показывает своё милое личико уже в первые пять минут и сходу демонстрирует злодейскую натуру. Дальше начинается круговерть из "страшных" эпизодов, которые порой превращаются в кашу - их слишком много, следуют они точнёхонько друг за другом и вас никто особо не готовит к появлению на экране чего-то экстраординарного.
Упор на банальные скримеры и демонстрацию жестокости клоуна-убийцы можно понять и оправдать - современному кинозрителю нужно постоянно щекотать нервишки сценами разной степени отвратительности. Ещё приходится удивлять спецэффектами. Но смысл в том, что увесистая книга Стивена Кинга была вовсе не о хардкорном "мясе", а о жестокости взрослых, родительском безразличии и мучительном взрослении в очередном небольшом и тихом городке, хранящем свои мрачные секреты в тёмных кладовках. И все эти темы новая экранизация задевает лишь по касательной, подменяя психологизм банальными страшилками.
И подобного халатного обращения с не самой простой историей ожидаешь в последнюю очередь.
Замена времени действия на модные 80-е годы прошлого века тоже сыграла с сюжетом злую шутку. Куда лучше и точнее дух эпохи передаёт фантастический сериал "Очень странные дела" (Stranger Things), на который местами адаптация "Оно" старается походить. Да и мотивация некоторых персонажей неминуемо поплыла, поскольку реалии 50-х накладывали на них совершенно другие эмоциональную окраску и контекст.
Да и Пеннивайз, как ни печально, подкачал. К актёрскому таланту Билла Скарсгарда никаких вопросов - он чертовски убедителен и выворачивает всего себя наизнанку, не подумайте дурного. Но именно сам персонаж получился чересчур карикатурным и компьютерным. От танцующего клоуна не чувствуешь исходящей угрозы, наоборот, во второй половине он превращается чуть ли не в заигравшегося сайдкика.
Меня откровенно смешат громкие заявления критиков о том, что Андрес Мускетти совершил революцию и реанимировал целый жанр. Эволюцией или революцией здесь и не пахнет - перед нами качественный и красивый, но довольно стандартный современный высокобюджетный хоррор. В некоторых моментах чуть более смелый и изобретательный, чем коллеги по цеху, но в целом слишком обычный и предсказуемый.
При этом "Оно" - неплохой ужастик, даже хороший. Но я не верю, что он войдёт в историю, станет вехой или послужит путеводной звездой для изрядно прокисшего жанра. Профессиональная работа хорошего режиссёра под присмотром влиятельных продюсеров - не больше, но и не меньше. И да, хоррор "Проклятие Аннабель: Зарождение зла" (Annabelle: Creation) Дэвида Ф. Сандберга, от которого я вообще не ждал ничего путного, несмотря на свою обыденность и "несобытийность" оказался куда круче, страшнее и интереснее.
При этом "Оно" - неплохой ужастик, даже хороший. Но я не верю, что он войдёт в историю, станет вехой или послужит путеводной звездой для изрядно прокисшего жанра. Профессиональная работа хорошего режиссёра под присмотром влиятельных продюсеров - не больше, но и не меньше. И да, хоррор "Проклятие Аннабель: Зарождение зла" (Annabelle: Creation) Дэвида Ф. Сандберга, от которого я вообще не ждал ничего путного, несмотря на свою обыденность и "несобытийность" оказался куда круче, страшнее и интереснее.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена