В отношении фантастической драмы "Планета обезьян: Война" (War for the Planet of the Apes) у меня было одно серьёзное опасение, выросшее из предыдущей части - "Планета обезьян: Революция" (Dawn of the Planet of the Apes). Второй фильм гуманистической трилогии про заполучивших разум приматов сделал большой крен в сторону экшена и размаха. Казалось, что если боссы 20th Century Fox пойдут по стопам голливудских коллег, то третья часть должна будет во всём превзойти предыдущую. А следовательно превратиться в шумный и масштабный боевик. В этом случае изначальная идея могла попросту затеряться на фоне взрывов, выстрелов и напряжённых сражений, а практически бессловесные диалоги тогда растворились бы в действии без остатка.


Но, как ни странно, летние блокбастеры умеют удивлять даже в наше время беспросветной тоски по хорошим историям. Если вы ждёте от "Войны" прямолинейного боевика про вымирание видов (читай - "тупого"), то совершенно точно будете разочарованы. Дело в том, что Мэтт Ривз снял камерную, но эпохальную драму про геноцид живых существ, у которой есть все шансы стать новой вехой в развитии всего фантастического жанра.

В отличие от сиквела, триквел отчасти сдал в плане размаха, но зато приобрёл глубины. Цезарь участвует в глубоко личном конфликте и он не упирается лбом исключительно в выживание сородичей. Противостоит же ему харизматичный и совершенно повёрнутый солдафон Полковник, в фанатичных убеждениях которого тем не менее просматривается некоторая логика. И нет ничего страшнее безумца, оправдывающего все свои чудовищные поступки заботой о всеобщем благе.


Но снова вынужден повторить шаблонный тезис о том, что рассказывать про такие фильмы - занятие бестолковое, потому что их нужно смотреть. С точки зрения типичной массовой аудитории они едва ли представляют интерес: боевые столкновения показаны фоном, невероятные по уровню проработки спецэффекты аккуратно вплетены в экранную реальность и не выбиваются из кадра как нечто чужеродное. Зато хватает зверств людей, в очередной раз прикрывающихся идеей выживания и потускневшими идеалами, поэтому картина рискует угодить в список материалов, пропагандирующих ненависть к человечеству в целом.

Интересно, что и само человечество снова показано как крайне неоднородная масса людей, погрязших во взаимной ненависти и многочисленных противоречиях. Зачастую в противоречиях со здравым смыслом. Закономерно, что homo sapiens продолжают истреблять себе подобных даже на грани вымирания, лишь ускоряя неизбежный процесс.

Ещё одно огромное достоинство заключительной "Планеты обезьян" в том, что это именно достойный финал долгого путешествия и напряжённой борьбы Цезаря, не требующий продолжений и подробного разжёвывания для самых невнимательных. Несгибаемый лидер ценой многих жертв сумел привести общество разумных приматов к победе и теперь может с чистой совестью отдохнуть.

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые