Несмотря на весь свой концептуальный примитивизм, симуляторы ходьбы продолжают эволюционировать, всё с большим энтузиазмом выдвигая на передний план изначально заложенную созерцательность. Авторы, пробующие свои силы в жанре, постоянно смешивают механики, экспериментируют с повествовательной частью и стараются максимально глубоко поместить игроков в историю. В прошлом году планку до небес задрала студия Campo Santo со своей Firewatch, в этом же Giant Sparrow приподняла обозначенную планку ещё выше в своей What Remains of Edith Finch.
Положа руку на сердце или на другую важную часть организма, разбирать игру буквами или видео бессмысленно - она требует не только двух часов свободного времени на прохождение, но и полного погружения, которое не будут прерывать ни назойливые трели мобильника, ни домочадцы, ни домашние животные. Максимального эффекта достичь не сложно, но для этого потребуется как минимум отсечь от себя внешний мир хорошими наушниками и занавесить окно плотными шторами, чтобы солнечные зайчики не скакали в глазах. И тогда можно смело отправляться по волнам памяти последней представительницы древнего рода Финчей, члены которого с отнюдь не завидной регулярностью складывают головы то ли из-за старинного проклятия, то ли из-за патологической невезучести и по злой иронии судьбы.
Первое, на что обращаешь внимание - на то, с каким тщанием и вниманием проработан каждый миллиметр экранного пространства. Допустим, вне дома ещё можно придраться к не самым убедительным угловатым деревьям, но вот уже внутри семейного особняка на вас вываливают примерно тысячу мелочей. Абсолютно все комнаты, в которые приходится пробираться через секретные лазы и ходы, несут на себе не только отпечатки давно ушедшей эпохи, но и являются слепками характеров прежних владельцев. О здешних почивших обитателях убранство и мебель зачастую рассказывают куда больше, чем дневники или документы.
Когда же мы находим дневник и начинаем его внимательно изучать, реальность испаряется словно мираж и мы перевоплощаемся в его владельца, одержимого персональными страстями и тайнами. Быстротечные истории могут быть забавными или, наоборот, пугающими, но все они предлагают совершенно разный опыт. Какие-то из них можно условно назвать практически статичными зарисовками, в которых позволяют разве что крутить головой по сторонам, да нажимать на пару клавиш. Другие же - полноценными мини-играми со своими уникальными механиками и стилистикой. Когда попадаешь в комнату, то не знаешь, что случится во время чтения очередных записок, и это очень здорово!
Правда, нужно помнить, что в меру шокирующая и душевная развязка не стремится расставить все точки над "ё", давая пищу для размышлений и определённую свободу трактовок. И будь я сторонним наблюдателем, сказал бы, что недосказанность рушит всю историю на корню и оставляет игроков у разбитого корыта перед самыми титрами. Но, будучи непосредственным участником сюжета, замечу, что здешняя недосказанность - это осмысленный художественный приём, а не проблема или досадная недоработка. Не исключено, что она и есть тот важнейший ингредиент, что скрепляет отдельные главы в повесть, которая обрывается на самом интересном месте.
Если вы ищете в играх в первую очередь вызов, желаете механик, которые придётся продолжительное время изучать и осваивать, то в What Remains of Edith Finch вы не найдёте ни того, ни другого. Авторы бережно ведут вас за руку по великолепным декорациям, не позволяя отклониться от курса ни на метр, и развлекают небольшими, но увлекательными интерактивными рассказами. Обволакивая густой атмосферой и жонглируют целой охапкой настроений, в результате чего вам становится то грустно, то весело. У Giant Sparrow получился замечательный и трогательный рассказ про семью, которую настигло неведомое проклятье. Но ничего сверх того ждать не стоит.
Правда, если вам этого окажется вполне достаточно, то не исключено, что вы согласитесь со мной: What Remains of Edith Finch - одна из лучших игр этого года, если не лучшая. И пропускать её нельзя даже по самой уважительной причине. Она с равным успехом может показаться набором случайностей и нелепых домыслов, а может и вдребезги разбить сердце.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена