Вот и подходит к концу 2016 год, совсем скоро мы дружно шагнём в будущее, а значит пришло время подводить итоги. Сегодня я предлагаю вам ознакомиться со списком фильмов, которые произвели на "Кота" самое сильное впечатление за прошедшие 365 (или сколько их там!) дней и накрепко въелись в его память.
Уверен, что часть лауреатов вы упустили из виду, некоторых проигнорировали намеренно, наслушавшись бывалых интернет-критиков, а про какие-то и вовсе никогда не слышали. Но в этом и заключается основное достоинство всевозможных топов: благодаря им порой удаётся разыскать нечто, чего тебе по-настоящему не хватало в повседневной жизни.
И заодно предлагаю посудачить, поспорить и обсудить "шедевры кинематографа" в комментариях. Лично мне страх как интересно!
P.S.: Итоги по сериалам и играм будут позже, возможно, уже в 2017 году. Вы будете смеяться, но я не успел переиграть и пересмотреть всё, что хотел. Но наверстать планирую в ближайшие недели. И да, список составлен строго по алфавиту.
Лучшие фильмы 2016 года
Ведьма
(The VVitch: A New-England Folktale)
[рецензия]
Поразительно, но дебютная картина молодого режиссёра Роберта Эггерса стала не только одним из первых фильмов года, добравшихся до более-менее широкого проката, но и настоящим событием в жанре хоррора. Называйте это чистым везением, нелепой случайностью или попаданием пальцем в небо, но "Ведьма" - один из самых жутких фильмов последней пятилетки, который может вызвать забег мурашек по спине одним только статичным кадром, замершим на экране в гробовой тишине.
Первая половина XVII века вообще не была особо весёлой порой, а уж в пуританских общинах промозглой Новой Англии и подавно. Тем более удивительно, как Эггерс сумел воспользоваться историческим наследием - например, параноидальными хрониками и летописями, - чтобы сочинить очень компактный и камерный мистический детектив, в котором реальность и вымысел смешались воедино в нечто причудливое и иррациональное. До самого финала зрителей должен мучить извечный вопрос: случилось ли всё показанное на самом деле, или мы стали свидетелями всего лишь рядового случая массового психоза, разгоревшегося среди кучки малообразованных религиозных фанатиков?
Важно понимать, конечно, что фильм едва ли достучится до широкой аудитории. Но поклонникам страшного жанра проходить мимо нельзя ни в коем случае.
Дуэлянт
Если бы кто-нибудь в начале 2016 года сказал мне, что я на полном серьёзе стану рекомендовать читателям в обязательном порядке ознакомиться с российским фильмом, то я бы ни за что не поверил, а может и вовсе покрутил бы пальцем у виска. Всякие ведь сумасшедшие встречаются порой, верно?
Но историческая фантазия режиссёра и сценариста Алексея Мизгирёва, с чьим творчеством я ранее не был знаком, оказалась очень ярким и запоминающимся фильмом - с фактурнейшими актёрами в главных ролях, потрясающими мрачными видами дождливого Санкт-Петербурга XIX века и неожиданно брутальным экшеном - с выстрелами в упор, публичным избиением и проломленными черепами. Даже удивительно, что в наших широтах появился такое необычное и откровенно "неформатное" произведение. Пускай и, к моему глубочайшему сожалению, совершенно провальное в финансовом плане.
Не стоит забывать, конечно, что это, в первую очередь, красивая дорогая стилизация, а не хроника событий с места, или постановка с упором на историческую достоверность. Потому местами встречаются анахронизмы, а наряды у дам порой более чем легкомысленные (по меркам того времени). Но чего у картины не отнять, так это размаха и качества, с которым была рассказана рядовая, в общем-то, история мести опального аристократа.
Дэдпул
(Deadpool)
Ох, чего только я не наслушался по поводу "Дэдпула"... И что фильм - говно для малолетних дебилов, привыкших к сиюминутным смехуёчкам и пожрать попкорна перед широким экраном; и что это лучшее, что могло случится с фильмами по мотивам комиксов... Но если вы всерьёз ждёте, что я сейчас скажу коронное "Истина, как говорится, всегда посередине...", то обойдётесь!
Страпон вам сами знаете куда за такие дурные мысли!
Райан Рейнольдс не врал, когда говорил, что это труд всей его жизни, и роль, к которой он шёл долгие годы. Во-первых, бывшая звезда молодёжных фильмов отыгрывает роль безумного наёмника Уэйда Уилсона так, будто делает это в последний раз. А во-вторых, это первый супергеройский... чёрт, суперзлодейский фильм, полностью оправдывающий рейтинг R отборной матерщиной, кровищей, расчленёнкой и пошлыми шутками (в том числе, и про члены - отрезанные и вполне себе здоровые).
Единственное, чего по-настоящему не хватило в фильме про психически нестабильного киллера - это психически нестабильного экшена, от которого кружилась бы голова, темнело бы в глазах, а к горлу подкатывал комок. В этом плане вольной экранизации совершенно нечем удивить. Но зато благодаря "Дэдпулу" мы теперь получим правильный триквел сольных приключений Росомахи, в котором старина Логан будет выворачивать врагов наизнанку.
И ещё это лучший фильм по комиксам в уходящем году. Без вариантов.
Заклятие 2
(The Conjuring 2)
Цикл хорроров "Заклятие" всегда казался мне чем-то вроде необязательной подработки - "халтуры", проще говоря, - на которую периодически отвлекался жанровый визионер Джеймс Ван, некогда мощно дебютировавший на кинофествиале Санденс со своей "Пилой" (Saw). Но жизнь расставила всё по местам, и теперь "Астрал" (Insidious) скатился в ад, содомию и скучное однообразие, а экранизации летописей супругов Уорренов, бесстрашно сражающихся с разномастной чертовщиной, и ныне живее всех живых.
Во второй части Ван внезапно пошёл по самому очевидному пути - выбил из продюсеров и киностудии куда более внушительный бюджет, закатал повыше рукава и начал творить собственную безумную вселенную, в которой могущественный демон притворяется дико уродливой монахиней под два метра ростом, терроризирует простую английскую семью и материализует кошмары детишек. А поскольку события происходят в 80-х годах прошлого века, то режиссёр даёт себе волю, дополняя картинку необычными и приятными мелочами той эпохи, которые вроде бы не шибко бросаются в глаза, но которые очень интересно выискивать во время последующих просмотров.
А ещё это стопроцентно рождественский фильм, который неожиданно хорошо ложится на праздничные зимние каникулы.
Изгой-один: Звёздные войны. Истории
(Rogue One: A Star Wars Story)
[рецензия]
Необязательный (но крайне важный сюжетно) спинофф в очередной раз расколол поклонников "Звёздных войн" на два лагеря. В одном бытует мнение, что новое творение Гаррета Эдвардса - лучшая глава после оригинальной трилогии и нечто совершенно великолепное, к чему не смог приблизиться даже сам Джордж Лукас в приквелах. Во втором собрались исключительно скептики, противники и поборники справедливости, утверждающие, что ничего хуже во вселенной далёкой-предалёкой галактики ещё не случалось.
Истина, как известно, всегда посередине. Но, по моему скромному мнению, "Изгой-один" - это та самая свежая кровь, которой очень не хватало циклу. Повстанцы перестали быть белыми и пушистыми наивными добряками, сражающимися исключительно за правое дело, а имперцы из средоточия зла превратились всего-то в неповоротливый госаппарат, зацикленный на сохранении своей целостности и борьбе с любыми, даже гипотетическими угрозами. Короче, мир из чёрно-белого внезапно стал серым и до одури реалистичным отражением сегодняшней действительности. Не исключено, что всех недовольных поклонников не устраивает именно этот упор на реализм.
Но как ни крути, а это однозначно второй лучший приключенческий фильм года и просто выдающаяся современная космоопера, которую нужно ставить в пример всем последователям и конкурентам.
Морган
(Morgan)
Дебютный полный метр Люка Скотта, родного сына того самого Ридли Скотта ("Чужой", "Бегущий по лезвию", "Прометей" - ну, вы поняли), поначалу может показаться чересчур холодным и в некоторой степени даже стерильным. Неудивительно, ведь так и задумано создателями. На подобное общее впечатление играет и замечательная картинка с приглушёнными цветами, и некоторая неспешность, и отсутствие чётких жанровых маркеров. Никто не начнёт с порога стращать скримерами и выпрыгивающими из-за угла уродами, но не исключаю, что вас куда сильнее напугает общая идея создания синтетической формы жизни. Равно как и посыл о невозможности чётко контролировать существо, прекрасно осознающее своё отличие от окружающих и легко игнорирующее человеческие нормы морали.
Ключевой же недостаток фильма заключается как раз в его природе. В нём есть любопытная и интригующая идея, а у создателей хватило таланта, чтобы её внятно донести до зрителя. Но до самого финала, внятно расставляющего всё по своим местам, меня не покидало ощущение, что лучше бы я посмотрел "Моргана" в формате короткометражки. И вовсе не потому, что фантастический триллер до безобразия затянут, а скорее из-за того, что мысль, заложенная в основу, очень хорошо укладывается в максимально лаконичную форму.
Впрочем, если не придираться к мелочам и некоторой отрешённости, Люк Скотт справился с задачей - и страха нагнал, и на психику надавил, и заставил зрителя задуматься над корпоративной этикой и тягой современных учёных создавать себе проблемы на пятую точку.
Не дыши
(Don't Breathe)
В 2016 году вышел второй англоязычный фильм Феде Альвареса и это снова совершенно выдающаяся жанровая работа. Секрет внезапного успеха прост: то, что начинается как банальный триллер с избитой завязкой и чётко распределёнными ролями, в процессе просмотра стремительно мутирует в самый настоящий хоррор, в котором - вы не поверите - начисто отсутствуют положительные герои. А в итоге "Не дыши" останавливает ровно в одном шаге от пыточного порно - и хотя грань тонка, режиссёр умудряется её не переступить.
Следует заметить, что Альварес не просто хорош как постановщик - из него получился внимательный сценарист, способный не только грамотно развешать на стенах ружья, но и выстрелить из них вовремя. Несмотря на постоянно возрастающее нервное напряжение и градус жестокости (особенно когда бестолковая молодёжь в погоне за крупной суммой халявных денег внезапно попадает в ловушку слепого ветерана и мучителя), где-то в глубине души понимаешь, что следишь за разборками мерзавцев. И происходящее отчасти напоминает копошение пауков в банке, несмотря на удобную позицию "Помыслы мои чисты" и "Око за око".
А вот решить, кто из участников мясорубки больший подлец, а кто меньший, целиком и полностью предстоит зрителю.
Отмель
(The Shallows)
Казалось бы монстр-муви практически вымерли, особенно тот подвид, что про огромных и злобных акул. А вот поди ж ты: некогда специалист по качественным атмосферным хоррорам, а ныне типичный ремесленник Хауме Кольет-Серра взял, да и перезагрузил стандартную идею. Отныне фокус сместился с изощрённых массовых убийств на одиночество, личные переживания и отчаянную борьбу за жизнь сёрфенгистки, которую максимально правдиво изображает Блейк Лавли. Ну как тут не попасть под её очарование?
Стоит отметить, что многочисленными бедами главной героини настолько проникаешься, что начинаешь за неё не на шутку переживать. Проблемы валятся как из рога изобилия, а разбираться с ними приходится практически голыми руками, или с применением немногочисленных доступных средств. И самое поразительное, что в сложившейся ситуации жаль не только девушку, но и даже саму акулу, ставшую злодейкой поневоле. Дурацкое стечение обстоятельств - и вот уже пара представителей разных видов впутаны в смертельно опасную игру на выживание.
Понятно, конечно, что фильм едва ли настолько запомнится, что удостоится места на вашей полке. Но как минимум цифровую копию приобрести стоит. Хотя бы для того, чтобы прозрачно намекнуть Sony что нужно продюсировать и выпускать, а к чему даже близко приближаться не стоит.
Пассажиры
(Passengers)
[рецензия]
Прекрасно понимаю, что моё утверждение о том, что "Пассажиры" являются одним из лучших фильмов года, может вызвать шквал критики и бурление гневных народных масс. Но проблема не в том, что у меня настолько дурной вкус (а может и в этом, кстати), а в том. что 2016 год вообще не может похвастаться огромным количеством по-настоящему качественных фантастических фильмов. Не говоря уже о том, что ярких и запоминающихся среди них были и вовсе единицы.
Да, картина страдает от явных проблем с сюжетной логикой, но нельзя отрицать того, что Крис Пратт и Дженнифер Лоуренс, ранее тратившие свой талант понапрасну, выложились в фантастической мелодраме на полную. Если на секунду отвлечься от невразумительного сайфай-антуража, то перед нами предстанет хорошая лавстори про двух одиноких людей, терпящих бедствие и вопреки всему превозмогающих. И вот как раз в плане самой мелодрамы у меня претензий нет совершенно - актёрский дуэт получился просто отличным, их экранным образам веришь и искренне сопереживаешь...
А логика... Ну да, тут нечего возразить. Но скромно напомню, что и во время реального крушения "Титаника" в действиях команды логики было маловато, да и инженеры облажались пуще некуда.
Поезд в Пусан
(Train to Busan / Busanhaeng)
[рецензия]
Отгадайте загадку: что случится, если корейцы надумают снять неофициальный ремейк "Войны миров Z", но без Брэда Питта и с бюджетом в 40 раз меньше? Ответ: получится невероятно круто, динамично и напряжённо. Настолько, что упоминавшийся Брэд Питт разрыдается от зависти.
Никогда не питал особой любви к азиатскому кинематографу, в том числе и к корейскому, но не могу не признать, что в 2016 году малоизвестный мультипликатор едва не произвёл революцию на ниве зомби-хоррора. Хотя, казалось бы, поджанр окончательно захирел и утонул в клише и штампах, грамотное распределение ресурсов - как технических, так и сценарных, - помогает сделать нечто выдающееся даже из стандартных элементов. Мыслимо ли: история одного путешествия по заражённой условным вирусом бешенства Южной Корее вылилась в яркое противостояние с неумолимыми обстоятельствами, обезумевшими каннибалами и... самими собой.
"Поезд в Пусан" удался настолько, что про него написали даже крупные индустриальные издания, на дух не переносящие ужастики всех мастей, а в ограниченном прокате и на фестивалях фильм заработал почти $150 млн. Неудивительно, что в Голливуде уже вовсю снимают ремейк (наверное, в надежде повторить маленькое финансовое чудо), а картина угодила во всевозможные топы.
Поп-звезда: не переставай, не останавливайся
(Popstar: Never Stop Never Stopping)
Вы можете возмутиться и задаться вопросом, как пошлая, неполиткорректная и попросту глупая комедия смогла угодить в список лучших фильмов 2016 года. Особенно на фоне той прорвы высоколобого артхауса, снятого непонятно для кого и непонятно на чьи деньги! Но я скромно отвечу, что актёры, комики и сценаристы Энди Сэмберг, Йорма Такконе и Акива Шаффер умудрились очень честно, без прикрас и настойчивой романтизации рассказать о современном мире шоу-бизнеса. И не постеснялись для этого даже переименовать свою пародийную группу The Lonely Island в The Style Boyz и записать охапку музыкальных хитов, вызывающих истерику одними только своими текстами (угадайте, какой из них прописался в моём плеере).
Разумеется, не следует принимать фильм за чистую монету - это одновременно и тонкий стёб над "дружескими" отношениями в коллективах, группах и бандах; и пародия на современную музыкальную индустрию, окончательно утонувшую в шоу, лайках и "реакциях", но совершенно забывшую, собственно, о музыке; и очевидная насмешка над жанром псевдодокументалистики, стремительно уходящим в тень.
Не обошлось, конечно, без творческих перегибов. Но я честно предупредил: это тупая комедия. Но, тем не менее, совершенно выдающаяся на общем фоне. А местами и вовсе истерически смешная.
Славные парни
(The Nice Guys)
Моя однозначная нелюбовь к Расселу Кроу и Райану Гослингу едва не вынудила пропустить замечательный фильм Шейна Блэка "Славные парни". Причём я и подумать не мог, что абсурдная история одного убийства, бросившего тень на всю мощнейшую порноиндустрию конца 70-х, внезапно выльется в добротный ироничный детектив, доверху наполненный занятными диалогами и весьма остроумными мизансценами.
Заказные убийства, коррупция, бандитские разборки - и всё это в сверкающих декорациях одновременно успешной и погрязшей в кризисе Америки, когда главной проблемой страны был скорее густой смог над мегаполисами от нещадно чадящих автозаводов и промышленных цехов, а вовсе не отсутствие денег в казне, бесчинствующие банды и безразличие полиции. Понятно, что создатели фильма местами подменяют понятия и чересчур идеализируют и приукрашивают эпоху, изображая её такой, в которой им действительно хотелось бы жить. Но есть в этом и какая-то грусть по безвозвратно ушедшей "американской мечте", когда из грязи в князи, а жена-фотомодель и рядом с чистеньким домиком идеально подстриженная лужайка.
Стоит, правда, держать в памяти тот факт, что "Славные парни" с треском провалился в прокате и ждать гипотетического продолжения нет никакого смысла. Но пропустить фильм - это чистой воды преступление против чести, совести и разума.
Тишина
(Hush)
В этом году внезапно хватало качественных, жестоких и выворачивающих желудок хорроров. Но один режиссёр - Майк Флэнеган - отличился больше всех: в уходящем году на экраны вышли сразу три его картины - страшная сказка "Сомния" (Before I Wake), "Уиджи. Проклятие доски дьявола" (Ouija: Origin of Evil) и "Тишина" (Hush). И как бы не хотелось расхваливать напропалую всех перечисленных представителей жанра, в душу мне сильнее всего запала именно последняя работа, снятая, что особенно забавно, по заказу и на деньги Netflix.
Простая история молодой писательницы, проживающей практически на опушке леса, и её столкновения с отмороженным маньяком, охотящимся на случайных путников, приобретает новые оттенки ужаса благодаря одному единственному допущению: она глухонемая. После перенесённого в подростковом возрасте заболевания главная героиня лишилась одного из самых важных человеческих чувств - слуха. И потому она особенно слаба и беззащитна перед лицом угрозы.
Именно поэтому все перенесённые ей мучения бьют по нервам в несколько раз сильнее. Дошло до смешного - несколько раз я ставил фильм на паузу, чтобы отдышаться и немного перевести дух. Намекну, что мне это несвойственно. Да и сам великий и ужасный Стивен Кинг остался настолько доволен ужастиком, что подарил Флэнегану права на экранизацию "Игры Джеральда" (Gerald's Game).
Фантастические твари и где они обитают
(Fantastic Beasts and Where to Find Them)
[рецензия]
И вот вам лишний повод не приближаться к кинотеатрам на расстояние пушечного выстрела - попытка Warner Bros. в очередной раз нажиться на монументальном наследии эпопеи про Гарри Поттера, к которой по славной традиции привлекли Джоан Роулинг, автора оригинала, и Дэвида Йейтса, режиссёра аж четырёх фильмов цикла.
Но должен признать, что возвращение в замечательную волшебную вселенную мальчика со шрамом прошло максимально безболезненно и очень приятно. Страшные ожидания того, что нас ждёт очередная дойка франчайза по типу многострадальной трилогии по мотивам "Хоббита" (The Hobbit), не подтвердились. Многочисленные поклонники магических разборок в антураже мрачной сказки получили ровно то, что ожидали: много-много красивых декораций и спецэффектов, ещё больше удивительных существ и щепотку детективного приключения, ущедщего, впрочем, глубоко на второй план.
Ньют Саламандер и его друзья получились пускай чуть менее яркими персонажами, чем Гарри и его команда малолетних головорезов, но зато более взрослыми и рассудительными (опять же, надежда на сиквелы), а повествование и постановка несравнимо более ровными и спокойными, чем в предшественниках. Кто-то увидит в этом проявление творческой трусости и импотенции, но я вижу лишь идеальное приключенческое кино, которое не зазорно посмотреть в кругу семьи.
Хардкор
(Hardcore Henry)
"Хардкор", про который так много говорили во время съёмок, прошёл в прокате не особо успешно, да и шумиха вокруг его премьеры в Торонто улеглась довольно быстро. А всё из-за того, что ориентирован он, в первую очередь, на аудиторию активных геймеров, понимающих в шутерах, но при этом активно посещающих кинотеатры. Таковых, как выяснилось, оказалось на планете не так уж много, а остальная публика главного "изюма" картины не поняла.
А изюм, дамы и господа, в том, что это совершенно необузданное и очень агрессивное зрелище, в котором режиссёр неприкрыто смакует сцены отъявленной жестокости, маскируя их под самую обыкновенную и повседневную реальность. Киборг Генри - в своём неугомонном стремлении спасти жену от маньяка-телепата Акана, грезящего мировым господством, - крошит черепа, режет глотки, взрывает и расстреливает людей, а попутно демонстрирует чудеса эквилибристики. И всё в режиме от первого лица! На сюжет закономерно практически не остаётся времени, но это не столько проблема, сколько осознанный художественных ход. Илья Найшуллер прекрасно отдавал себе отчёт в том, что хочет снять (подсказываю: напрочь отбитый боевик), и снимал это с душой, со всей силы и с вертушки в щи.
Говорите что угодно, называйте "Хардкор" растянутым на полтора часа "вирусняком", но я навсегда запомню фразу одного приобщившегося канадца: "Мои глаза горят!".
Экипаж
Как и в случае с "Дуэлянтом", трудно поверить, что "Экипаж" - исключительно достойная попытка снять в наших широтах фильм-катастрофу, заслуживающая внимания не только благодаря выдающемуся (на общем фоне, разумеется) техническому исполнению, но и запредельному эмоциональному накалу. Поначалу это такая производственная драма, не хватающая звёзд с неба, да ещё и разбавленная классическими поисками себя и своего места в этом мире. Но чем дальше, тем больше авторы нагнетают. И когда наконец-то начинается эвакуация людей с вулканического острова, оказавшегося одним сплошным извержением, то напряжение достигает своего пика.
Стоит отметить, что Николай Лебедев, ранее срежиссировавший биографическое кино "Легенда №17", вполне достоверно изображает панику и тотальный хаос, царящие во время крупных природных катастроф, а Данила Козловский и Владимир Машков хотя и отыгрывают довольно стандартные типажи, но идеально справляются с задачей. Правда, актёры второго плана стараются заметно меньше и временами ужасно переигрывают, но с этим тоже можно смириться. Не каждый день в нашем кинематографе появляются проекты, за которые не только не стыдно, но и в которых ещё есть на что посмотреть и за кого переживать.
Главный фильм 2016 года
Прибытие
(Arrival)
[рецензия]
Когда я в октябре вышел из кинозала в удивительно "пришибленном" состоянии, то уже знал, что никто и ничто не поразит меня настолько же сильно, как дебют известного режиссёра Дени Вильнёва на почве научной фантастики. Скромная и довольно редкая реклама намекала, что это будет кинособытие года. А я не верил. И как оказалось, зря.
"Прибытие" сложно описывать и раскладывать по полочкам, потому что про него с равным успехом можно говорить часами, а можно просто молчать. На нашу планету прибыли очередные пришельцы, а человечество безуспешно пытается установить с ними контакт. Что интересного можно выжать из заплесневелой концепции? Очередной "День независимости" (Independence Day), наверное. Или пародийную комедию, призванную порвать шаблоны.
Но нет. У Вильнёва получилась одновременно и очень напряжённая драма, и довольно медитативный триллер с неожиданным поворотом в финале. Причём та самая внезапная концовка с равным успехом переворачивает увиденное вверх ногами и расставляет по своим местам. И конечно же фильм производит незабываемое впечатление: после него ты пребываешь в эйфории, испытываешь лёгкую и очень светлую грусть, а так же почему-то железобетонно веришь в светлое будущее.
И ещё я наконец-то понял, что лучшего кандидата для постановки "Бегущий по лезвию 2049" (Blade Runner 2049) найти просто невозможно.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена